Ирина Корнеева, Артем Чилингаров
Лагерь военнопленных на станции Миллерово
13.04.2017 | Нешкольная история
И напоследок попросил не осуждать… Часть 1Фронтовая жизнь Николая Федоровича Телешева
Авторы: Ирина Корнеева, Артем Чилингаров, на момент написания работы ученики 10 и 11 класса школы № 129, гимназии № 4, г. Волгоград. Научный руководитель Наталья Александровна Карюкина. 3-я премия XVII Всероссийского конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век», Международный Мемориал
Но напечатанная на первом форзаце надпись «2443-18 Bg», высокое качество бумаги и использование шелковых нитей при прошивке позволяют предположить, что блокнот не советского производства, возможно, трофейный.
Почерк беглый, но вполне свободно читаемый. Автор иногда пропускает запятые и делает порой весьма грубые грамматические ошибки. Телешев понимает, что ошибки неизбежны, поэтому в конце записей просит: «а за безграмотность извините».
В дневнике Телешева записано 59 песенных текстов. Переписывание песен было широко распространено на фронте: их записывали со слуха (с живого исполнения, с патефонных пластинок, из фильмов), копировали из фронтовых газет или чужих писем (тексты песен часто посылались в письмах на фронт), переписывали из чужих блокнотов в свои, вписывали в чужие блокноты и т. д.
«И что я увидел хорошего?» Именно с этой фразы начинается повествование о пребывании в плену, записанное на первых 20 листах; в конце указано место, где сделана запись, – «Румыния с. Согданешть».
Призванный в армию в мае 1942 года, Николай Федорович Телешев, видимо, был направлен на краткосрочные курсы, так как в августе уже находился в звании сержанта и начал службу в 1105 артиллерийском полку 62-й армии.
Алатырские дети шефствовали над ранеными. Помогали фронтовикам, многие из которых были малограмотны, писать письма, читали им вслух, устраивали самодеятельные концерты. Для нужд госпиталей учащиеся собирали пузырьки, мелкую посуду, ветошь.
Приезжим помогала не только школьная администрация, но и учащиеся: собирали теплые вещи, обувь, школьные принадлежности, книги. Но, судя по протоколам педсоветов, отношение между местными и эвакуированными школьниками не всегда было безоблачным.