Итак, неугомонный северокорейский начальник Ким Чен Ын заставил мировое сообщество разгадывать очередную шараду. Еще недавно эксперты ведущих держав спорили о том, удалось или нет Пхеньяну провести настоящий взрыв водородной бомбы (в том, что КНДР располагает атомным устройством сомнений нет). И вот только что Ким Чен Ын заявил: «Ядерные боеголовки были стандартизированы путем миниатюризации, что позволяет разместить их на баллистических ракетах, это можно называть настоящим ядерным сдерживанием». В подтверждении этих слов главная северокорейская газета поместила фотографию «любимого руководителя» рядом с серебристой сферой, которая, как утверждают в КНДР, и есть настоящая боеголовка. И вот теперь специалисты всех разведок будут по миллиметру изучать эту фотографию, пытаясь угадать, блефует ли Ким или действительно воплотился в жизнь самый кошмарный сценарий, многократно использованный Голливудом: безумец располагает ядерным оружием.
Надо сказать, что специалисты в своих первых впечатлениях сходятся на том, Пхеньян продемонстрировал муляж. Говорят, в частности, что для производства ядерных боеприпасов необходимо развернуть производство по своим масштабам сопоставимое с тем, что требуется для создания самого атомного устройства. Признаков наличия такого производства в КНДР не обнаружено. Более того, американские военные утверждают: нет данных, что Северная Корея располагает хоть сколько-нибудь устойчивыми баллистическими ракетами, способными доставить боеголовку к цели, так, чтобы она успешно прошла плотные слои атмосферы. Впрочем, в таких успокоительных рассуждениях есть и очевидный изъян: аналитики из разведки и военачальники исходят из того, что Ким Чен Ын будет руководствоваться рациональными подходами и ждать, пока не получит в свое распоряжение хоть сколько-нибудь пригодное оружие.
Но у северокорейского лидера совершенно иная логика, это логика безумия. Что он и доказывает последнее время. Все началось с демонстративного нарушения резолюций Совета Безопасности ООН, испытания бомбы, объявленной водородной, и запуска ракеты, которая вывела на орбиту северокорейский спутник. В ответ Совет Безопасности ООН (Москва и Пекин продемонстрировали столь редкое по нынешним временам единодушие с Вашингтоном) ввел беспрецедентно жесткие санкции против КНДР. Должен быть введен запрет на большую часть экспорта из этой страны, прежде всего на вывоз угля и руды, что должно лишить Пхеньян ресурсов для продолжения наращивания вооружений. Более того, США и Южная Корея начали беспрецедентные по масштабам военные учения, в которых задействовано 17 тысяч американских и 300 тысяч южнокорейских войск. В маневрах участвуют самолеты стратегической авиации и корабли, на которых может быть размещено ядерное оружие. Цель маневров – предупреждение ядерной агрессии со стороны КНДР. Загнанный в угол Ким Чен Ын немедленно повысил ставки, пригрозив нанести превентивный ядерный удар по американо-южнокорейской группировке. А потом, чтобы угрозу восприняли наконец всерьез, Ким и стал позировать с ядерной боеголовкой. При этом не исключено, что подобные эскапады, которые уже без шуток приближают мир к ядерной войне, являются единственным средством сохранения власти Ким Чен Ына, который должен демонстрировать свою «крутость» ближнему окружению. Может быть, все это делается накануне съезда Трудовой партии Кореи, который не проводился много лет и который должен укрепить и легитимизировать власть Кима под номером 3. Точно никто не знает. В худшем случае Ким может запустить недоделанную ракету с не очень эффективным устройством только, чтобы продемонстрировать свою решительность.
Здесь чрезвычайно показательно то, какой короткой оказалась дорога ядерного шантажа. В условиях, когда мировое сообщество проявило известную твердость и не пожелало идти на уступки, северокорейский лидер был обречен всякий раз повышать планку угроз, чтобы не показаться смешным. Что же теперь, после фото с боеголовкой – наземный ядерный взрыв? Я бы не исключал и такого поворота событий…
При этом поведение Ким Чен Ына указывает тот путь, по которому может пойти и Россия. Да, на первый взгляд, во всем, что касается северокорейской проблемы, Москва ведет себя вполне взвешенно. Вот и в ответ на безумные слова о превентивном ядерном ударе наш МИД отреагировал вполне адекватно: «В Пхеньяне должны отдавать себе отчет в том, что тем самым КНДР окончательно противопоставляет себя международному сообществу, дает международно-правовые основания для применения против себя военной силы в соответствии с закрепленным в Уставе ООН правом государства на самооборону». Однако несколько лет назад и отечественные стратеги вполне всерьез допускали возможность ввести в российскую Военную доктрину положение о превентивном ядерном ударе. Разве не о желании попугать «контр-партнеров» свидетельствуют полеты российских стратегических бомбардировщиков над Ла-Маншем? Разве не об этом же бесконечные заявления уже российских начальников о наших чудодейственных ракетах, способных пробить американскую противоракетную оборону. Но тот, кто желает сделать ядерное оружие средством политического давления, обречен все время поднимать ставки, на что указывает пример северокорейского руководителя. Так что не за горами время, когда Владимир Путин будет фотографироваться на фоне боеголовок. И тогда, как и в случае с Кимом, возникнет вопрос: а что дальше?
Источник:
"Ежедневный журнал", 10 марта 2016,