Автор: Деревщикова Светлана. На момент написания работы ученица 11 класса, МКОУ Мастюгинская СОШ, Воронежская область. Научный руководитель Асеева Мария Егоровна. 3-я премия XV Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ «Человек в истории. Россия – ХХ век», Международный Мемориал
Однажды по телевизору я смотрела передачу про наши учебники. И услышала такую фразу, что современные авторы ставят задачу воспитания поколения «квасных» патриотов, гордящихся героическим прошлым страны. А вот на позорные, мрачные страницы нашей истории напускают сиреневый туман. Мол, не надо ворошить прошлое и судить его. Хорошо бы забыть все плохое. В моем учебнике не сказано ни слова о трагедии, которую пережил мой народ в годы коллективизации. Мы только рассматриваем на уроках темы про спад и подъем экономики, в том числе спад и подъем конкретно в сельском хозяйстве. Я считаю это несправедливым. Думаю, такая позиция неприемлема. Не знающим свою историю народом легче манипулировать. Настоящий патриот не тот, кто кричит по поводу и без повода: «Россия, вперед!», а тот, кто знает подлинное прошлое своей страны на основе исторических документов, гордится действительно достойными делами предков и испытывает горечь стыда за их позорные дела и преступления. В первую очередь знать правдивую историю нужно нам – молодежи, потому что мы являемся мостиком между будущим и уходящим поколением, видевшим и пережившим многие трагедии двадцатого века. Нам нужно уметь давать оценку прошедшим событиям, явлениям на основе правдивых материалов, извлекать уроки из истории, – только тогда можно надеяться, что постыдные страницы в будущем не повторятся.
Из истории образования мастюгинских колхозов.
В 30-е годы 20 века большевиками был сломан весь уклад сельской жизни в результате коллективизации крестьянства и ликвидации кулачества как класса.
Гонку коллективизации задала статья Сталина «Год великого перелома» и пленум ЦК ВКП(б) в ноябре 1929 г. Сначала предполагалось к весне 1930 г. объединить в колхозы около 1/3 крестьянских хозяйств. Но чернила ещё не просохли на этих решениях, как снизу, от ретивых сторонников быстрого перевода деревни на социалистические рельсы, из районов, областей, республик пошли «почины» провести коллективизацию и ликвидацию кулачества в сжатые сроки. Наверху, в Москве, подхватили «инициативу трудящихся», всячески поощряли и требовали ударных темпов проведения. Именно в это время в селе Мастюгино был создан первый колхоз, который назвали именем Октябрьской революции, объединивший двадцать крестьянских хозяйств. Так как в тридцатые годы в состав Мастюгинского сельского совета входило еще три хутора, то и на каждом из них был организован свой отдельный колхоз. На хуторе Бузенки – колхоз «Новая жизнь», на хуторе Веселом – колхоз «Красная звезда», на хуторе Новоуспеновка – колхоз «Первое мая».
Раскулачивание мастюгинских крестьян
Из истории села известно, что в 1930 году в село Мастюгино с Кубани приехал погостить к родителям коммунист Павел Абрамович Весельев. Он увидел такую картину. Колхоз находится на грани распада. Колхозники пьянствуют, к работе относятся плохо. Павел Абрамович стал агитировать крестьян, рассказывать о преимуществах колхозов перед единоличными хозяйствами. Говорил, что путь коллективизации – единственно верный путь и, что, идя по этому пути, крестьяне будут жить радостно и счастливо. Но народ видел, что на деле все обстоит иначе.
И, когда после публикации статьи Сталина в областной газете «Коммуна» «Головокружение от успехов. К вопросам колхозного движения», местная администрация уменьшила нажим на крестьян, то люди стали выходить из колхоза и забирать свое имущество. Но осенью 1930 года партийно-государственное руководство возобновляет коллективизацию села.
Особенно в данный период ужесточается хлебозаготовительная компания, а вслед за ней – раскулачивание, которое сопровождалось массовой высылкой крестьян. Всего в этом году (по данным Объединенного государственного политического управления – ОГПУ) было выслано 1 803 392 человек. Среди этого огромного количества людей и мои земляки. Вот тот печальный список, который нам с руководителем удалось составить, на основе данных Государственного Архива Воронежской области. Но мы думаем, что это далеко не все наши односельчане, пострадавшие во время «уничтожения кулачества как класса».
В Интернете мне удалось прочитать статью В. Земскова «Кулацкая ссылка» в 30-е годы». В ней написано, что в 1932 году на спецпоселения было отправлено 1 317 022 человек, прибыло 71 236 человек, (в том же году умерли 89 754 поселенцев). А в 1933 году эти цифры составили: 1 142 084, 268 091 и 151 601 человек соответственно. В период с 1932 по 1940 года из ссылки бежали 629 042 человека, было возвращено – 235 120 человек.
Я ничуть не сомневаюсь в правдивости автора, потому что мною прочитаны воспоминания одного из моих земляков, высланного в Казахстан. Он также пишет, что люди, высланные из своих родных мест, погибали в дороге, умирали на высылке и убегали, кто мог. Привожу отрывок воспоминаний Алексея Тихоновича Трухачева, 1911 года рождения: «Арестовали меня на первый день Троицы в 1932 году. В это время отец мой уже сидел в тюрьме в городе Воронеже. За что арестовали, мне не сказали, только задали вопрос, был ли я в этот день в лесу. Затем предъявили обвинение, что я избил в лесу одного активиста – Шуленина Ивана. После задержания привели меня в сельский совет, который размещался в бывшей церковной сторожке.
Собрали нас туда четырех человек, все из раскулаченных. Тогда я понял, почему меня арестовали. Я – сын кулака. Было мне в ту пору чуть больше двадцати лет. Посадили всех на подводы и повезли в Болдыревку. Родственникам запретили передать нам продукты и одежду.
В Болдыревке добавилось к нам несколько человек, затем в Девице тоже присоединилось несколько арестованных, и повезли всех в Коротояк, в тюрьму. Под руководством начальника тюрьмы Иванова был сформирован этап, который направили пешим строем в Острогожск на железнодорожную станцию. Посадили в товарные вагоны и повезли в Казахстан. Через некоторое время в Казахстан была выслана и вся моя семья. По дороге мой брат Митрофан – 1903 года рождения заболел и умер. Через год на высылках умерла мама – Трухачева (Симонова) Екатерина Васильевна. Меня назначили ответственным за отгрузку и отправку угля в центральные районы страны. Данная должность помогла мне нелегально отправить вместе с углем и многих высланных. Первую я отправил монахиню из Коротояка, затем своего отца и других. Из Казахстана я выехал в январе 1941 года. В июне 1941 года был призван на фронт».
Многие мои земляки возвратились домой перед самым началом Великой Отечественной войны или после ее начала и сразу же были призваны на фронт. Как говорится: «Из огня, да в полымя». А те, кто погиб, они не увидели свободной жизни. Очень жаль людей, попавших в жернова коллективизации, раскулачивания и страшной кровопролитной войны.
Районная газета «Большевик» в годы лихолетья
Прорабатывая весь имеющийся у меня материал, заметила, что кулаков давили административными методами: лишали избирательного права. Экономическими: отбирали имущество и жилье, лишали средств существования. Подвергали психологической обработке, давали обидные прозвища, третировали в печати. Что же писала наша районная газета в данный период истории?
Эта районная газета в то время называлась «Большевик» – орган Коротоякского РК ВКП (б), РИКа и Райпрофсовета. Она выходила один раз в три дня.
Эту газету «Большевик» мне удалось изучить, благодаря краеведу Павлу Митрофановичу Золотареву. Он откопировал в Российской Государственной библиотеке номера за 1931–1933 годы, в которых имеются заметки о селе Мастюгино и ее жителях.
И вот передо мною несколько номеров районной газеты «Большевик».
Прежде всего, изучая газетные статьи, я обратила внимание на подписи под ними: Ухо, Игла, Всезнающий, Зоркий, Старик, Комар, Знающий, Шило, И.,С., Б-к и т.п. Несколько статей попались мне на глаза с подписью «Подглядел», «Увидел», «Обиженно». Мне показались странными данные «фамилии». Так корресподенты скрывали свое настоящее имя. Странным показалось то, что и статьи с критикой, и статьи хвалебного содержания одинаково печатались под псевдонимом.
О чем же сообщали данные авторы?
Газета «Большевик» от 23 декабря 1931 года, № 6, статья «Загнившее правление», автор Ухо.
«Правление колхоза им. «Октябрьской революции», мастюгинского сельсовета, засорено кулаками и требует срочной чистки. Член правления Весельев Федор Васильевич – сын городового, счетовод – зять высланного кулака, завхоз – Трухачев Ф.И. – пьяница. Кладовщики: Ерин К. и Кобелев – друзья по пьянке».
В этом же номере статья Всезнающего сообщает об «активисте» соседнего с нашим колхоза «Пахарь» Бодыревского сельсовета: «…активен по пьянке председатель ревкомиссии колхоза Кузнецов Мартын Николаевич. В момент приезда в колхоз уполномоченного Райкома ВКП (б) по проверке работы ревкомиссии, Кузнецов, собрав группу колхозников, пьянствовал с ними три дня. И это не единичный случай его «активной» работы».
Газета «Большевик» от 20.02.1932 года, статья «Ну и помогли», автор Наблюдающий. В Урывский сельсовет была прислана бригада по реализации займа завершающего года пятилетки под руководством т. Акованцева. За пять дней бригада собрала подписки только на 10 рублей. Бригада больше находилась на прогулке в садах. 10 августа явился в сельсовет один бригадир для отметки в удостоверении за всю бригаду. На вопрос председателя сельсовета: «А где же ваша бригада?», Акованцев ответил: «Они подрались и уехали».
Газета «Большевик» № 55 от 16 августа 1933 года, статья «Тихонов и Филатов заодно с ворами», автор Видел. «Вместо бдительной охраны колхозного урожая сторожа мастюгинского колхоза «Октябрьская революция» Тихонов Г. Г. и Филатов П. Е. помогают ворам и скрывают их, за что получают водку, поэтому они всегда пьяные».
Ни одной газеты не нашлось, чтобы в ней не затрагивался вопрос пьянства в колхозах нашего Коротоякского района. Таковы были первые колхозы и первые колхозники. На втором месте после пьянства в газетах обсуждалась плохая организация ведения хозяйства.
В № 3 от 8 декабря 1931 года, в статье «Пример бесхозяйственности» автора Обиженно написано, что в колхозе «Октябрьская революция» имеется острый недостаток гужевого транспорта, а именно, упряжи и телег. Правление колхоза о наличии упряжи не заботится. Вместо того, чтобы выполнять план хлебозаготовки, конскую тягу использовали для огораживания конского двора. А для выполнения плана хлебозаготовки правление ссылается на отсутствие транспорта.
Мне кажется, что схитрил автор. План хлебозаготовки не выполняется не потому, что вывозить хлеб не на чем, а потому, что нечего уже сдавать крестьянину, все выгребли.
Много статей посвящено положению дел в животноводстве, особенно с лошадьми. «Большевик» №6 от 23 декабря 1931 года, статья «Опять обезличка», автор Заколит. В статье говорится о плохом уходе за конями в колхозе им. Фрунзе. «Ярко подтверждает наличие обезлички тот факт, когда заболевшего стригуна, завхоз советовал попросту придушить. И завхоз, и конюхи, и правление колхоза, наверное, забыли директивы партии и правительства о развитии социалистического животноводства, и что за небрежный уход за колхозными лошадьми виновные привлекаются к суровой ответственности. Правлению колхоза надо в корне изжить обезличку, а для больного жеребенка вызвать ветврача».
Газета «Большевик» № 23 от 24 марта 1933 года, статья «В колхозе «Доброволец» не благополучно», автор Чубарь. Автор сообщает, что в данном колхозе из 107 лошадей 42 истощены. Причина истощения: плохое питание, отсутствие правильного ухода, несвоевременная дача корма, варварское отношение к коню. Здесь же написано о гибели 40 % семенного картофеля, который, не перебрав, ссыпали в хранилище, где он сгнил.
И автор рассказывает далее в этой же статье: «В церковном помещении хранится семенной овес. Казалось бы, что он находится в надежном месте, но в действительности констатировано: стекла почти во всех окнах побиты, воробьи свободно проникают в помещение и целые стаи их живут в этом помещении, поедают и портят овес. Председатель сельсовета ради удовольствия охотится на пернатых, берет палку и бросает в воробьев, которые разлетаются в разные стороны, но все - таки овес с каждым днем расхищается».
В каждом номере газеты идут нападки на ту часть сельского населения, которая попала под категорию кулаков, и идут призывы борьбы с ним.
Газета «Большевик» № 83 от 25 ноября 1933 года в Обращении третьего районного слета конюхов пишет: «Мы ударники – конюхи даем свое твердое обещание партии и правительству вести самую настойчивую борьбу за сохранение и развитие тягла. Обещаем не давать пощады классовому врагу – кулаку и тем колхозникам, которые по своей невнимательности, халатности и безответственному отношению побивают лошадям спины, холки, плечи, наваливают непосильные грузы, загоняют, опаивают лошадей и т.д.» Колхозники издеваются над животными, а призывают бороться с кулаками. «Районка» тридцатых годов хорошо отражает веяние своего времени. Анализируя газетные статьи, хорошо представляешь, какими были первые колхозы, как уничтожалась зажиточная часть деревни, как мучили сельского жителя различными налогами.
Продолжение следует