Сергей Намятов
Протоиерей Сергий Рыбчак
17.09.2015 | Нешкольная история
«Я другой такой страны не знаю!»Страна Советов: мифы и реальность
Автор: Сергей Намятов. На момент написания работы ученик 11 класса, школа № 17, г. Полевской, Свердловская область. Научный руководитель Людмила Сергеевна Панфилова. 3-я премия XVI Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ «Человек в истории. Россия – ХХ век», Международный Мемориал
Чтобы ответить на поставленные вопросы, я собирал сведения о советском этапе истории страны в государственных и личных архивах, в периодических изданиях и материалах школьных музеев, а главное – выявлял их в ходе откровенных воспоминаний свидетелей, жителей моего родного города Полевского.
Несмотря на то, что царская Россия в 1913 году достигла наибольшего расцвета в своем развитии, в книгах и на плакатах в далекие годы детства Людмилы Ивановны дореволюционная Россия представала перед школьниками лапотной деревней, населенной забитыми мужиками.
Руководитель музея моей школы 76-летняя Лия Александровна Плюснина, объяснила мне: «Для нас в те годы было свято только то, что завоевано и установлено Октябрем, декретами Советской власти и стояло по эту сторону революции».
Мне известно, что наш Полевской приход перед Октябрьской революцией насчитывал почти 5 тысяч верующих, службу несли два священника, дьякон и два псаломщика.
Вот взятые мною из тетради некоторые темы бесед с учениками тех лет: борьба с религиозным прошлым, отрицание Бога, воспитание воинствующих атеистов и т.п.
Очевидцы рассказывали, что во время ремонта здания церкви под автовокзал православные фрески пытались забеливать, но они все время проступали сквозь известь. Тогда строители вырубили их кирками, ободрали стены и покрыли уникальные фрески толстым слоем краски.
Алатырские дети шефствовали над ранеными. Помогали фронтовикам, многие из которых были малограмотны, писать письма, читали им вслух, устраивали самодеятельные концерты. Для нужд госпиталей учащиеся собирали пузырьки, мелкую посуду, ветошь.
Приезжим помогала не только школьная администрация, но и учащиеся: собирали теплые вещи, обувь, школьные принадлежности, книги. Но, судя по протоколам педсоветов, отношение между местными и эвакуированными школьниками не всегда было безоблачным.