Страна в глубоком кризисе, и это плата за Крым, который не взять было нельзя. Могло быть еще хуже, и это «хуже» мы имеем все шансы испытать на себе, если цены на нефть не вырастут и санкции не отменят. Но не отдавать же теперь Крым обратно. Так что лучше готовиться к новой экономической реальности, «которая будет проверять нас всех на прочность, что называется "по полной программе’’». Таков был главный посыл главы кабинета парламенту. И называлось это отчетом правительства.
Если отвлечься от эмоций и попытаться понять, что именно хотел донести Медведев до депутатов, а вместе с ними и до всей страны, вывод напрашивается не слишком утешительный. Никакого плана на случай, если резервы кончатся, а нефтяные цены останутся на «экстремально низких» уровнях и санкции продолжат действовать, у правительства попросту нет. И если все сложится именно таким образом, наступит «новая экономическая реальность».
Пока же можно некоторое время порадоваться стабилизации, которая достигнута за счет оборонной промышленности и высокого урожая. Однако российские сельхозпроизводители, которые воспряли было духом при 70 рублях за евро, даже при нынешних 57 рублях едва в силах составить конкуренцию белорусским и идущим через Белоруссию продовольственным товарам. Что же до оборонно-промышленного комплекса, он хорош в качестве дополнительного стимула при профицитном бюджете. А когда у государства с деньгами дела обстоят не слишком хорошо, «оборонка» превращается в ненасытного прожорливого монстра, прокормить которого терпящая крах экономика не в состоянии.
Собственно, гонка вооружений один раз сыграла злую шутку с одним из крупнейших в мире экспортеров нефти и газа. Да и Медведев, видимо, чтобы подчеркнуть, как правительству сейчас нелегко, вовсю проводил аналогии с СССР. И зря, кстати говоря. Потому что СССР закончил не слишком хорошо. И когда глава кабинета министров говорит, что нынешняя волна санкций — самая мощная, создается ощущение, что он попросту пытается переложить ответственность с себя и своих подчиненных на людей, которые принимали решение о «присоединении» Крыма.
Что же до планов и предложений, то единственной конкретной мерой, которая позволит хоть немного сократить бюджетную дыру, стало предложение Медведева повысить пенсионный возраст депутатам и госслужащим. Правда, эта идея, как видно, пришла в голову премьеру незадолго до выступления, поскольку глава Минфина Силуанов явно был с инициативой предварительно не ознакомлен. Глава Минфина ее, конечно, одобрил, а депутаты тут же кинулись писать соответствующий законопроект. Однако весьма сомнительно, что об этом уже послезавтра хоть кто-нибудь вспомнит.
Источник:
"Ежедневный журнал", 21 апреля 2015,