23.01.2014 | Экономика
Затыкать дыруДискуссия о повышении пенсионного возраста возвращается
Выступая на Гайдаровском форуме, министр финансов Антон Силуанов сделал сенсационное заявление, предложив вернуться к вопросу о повышении пенсионного возраста. Без этого повышения сбалансировать пенсионную систему страны, если верить министру финансов, невозможно. В самом этом тезисе нового ничего нет. Еще три года назад, когда дискуссия на тему пенсионной реформы только начиналась, другой министр финансов – бывший непосредственный начальник Силуанова Алексей Кудрин говорил (причем неоднократно), что пенсионный возраст повышать придется. Сенсация в том, что вопрос этот был закрыт, казалось, окончательно.
В конце прошлого года после ожесточенных дискуссий, многочисленных поправок и корректировок очередная пенсионная реформа, одной из целей которой была балансировка пенсионной системы без повышения пенсионного возраста, прошла через Думу и стала пакетом законов. За два дня до Нового года президент Путин эти законы подписал. А через две недели министр финансов громогласно заявляет, что своей цели реформа не достигла и достигнуть не может в принципе.
Не поможет ни система баллов, ни хитроумная формула, в которой никто, кроме ее составителей, разобраться толком не может. Не бьется у Минфина дебет с кредитом, и пенсионная система по-прежнему требует (и будет требовать) ежегодных триллионных вливаний из бюджета. Поэтому министр финансов предлагает возобновить дискуссию. Не иначе просится в отставку. Ведь недавно совсем президент Путин говорил, что критика и дискуссии в правительстве хороши, пока решение не принято. А когда принято, нужно либо его выполнять, либо переходить в разряд независимых экспертов.
Но это легко сказать – выполнять. Найти деньги, которых нет и не предвидится, гораздо сложнее. И даже если отправить в отставку министра финансов, который говорит на разных форумах неприятные вещи, денег в казне тоже не прибавится. Скоропостижная отставка Кудрина это блестяще доказала. И что бы ни обещал Силуанов, занимая пост своего бывшего начальника (а обещал он, что денег хватит на все), время показало, что он явно переоценивал либо свои способности, либо потенциал «модернизационного прорыва», обещанного Медведевым.
В результате же непопулярная антиреформа, которая сопровождалась конфискацией годовых пенсионных накоплений граждан, своих задач не решила. В бюджете Пенсионного фонда по-прежнему зияет гигантская дыра, которую приходится затыкать бюджетными вливаниями. Никто не станет повышать пенсионный возраст после многократно повторенных обещаний Путина этого не делать. Путин еще на эту тему не высказывался, зато министр труда Максим Топилин – главный идеолог последней пенсионной реформы – и профильный вице-премьер Ольга Голодец уже заявили, что никакого повышения пенсионного возраста не предполагается.
Минфину же предстоит в ближайшие годы не только затыкать пенсионную дыру, но и искать деньги на оплату других щедрых обещаний, зафиксированных в майских указах президента Путина. Силуанову остается лишь уповать на рост нефтяных цен и наращивать госдолг и бюджетный дефицит. Несколько лет таким образом протянуть можно (если, конечно, цены на нефть не начнут снижаться). А там и новые выборы, и новое правительство, и можно будет с легким сердцем уйти в отставку, оставив решение проблемы грядущего банкротства правительства преемнику. Вот только до выборов можно и не дотянуть. Оттого и просится Силуанов – пусть и в завуалированной форме – в отставку.
Хакерам и шифропанкам удалось то, о чем никаким навальным и мечтать не приходится — никого не посадив и не расстреляв, выстроить прозрачную, устойчивую к воровству и коррупции систему. Систему, в которую в которую никто никого насильно не загоняет и для функционирования которой не нужно ничьей санкции.
Наиболее проработанных вариантов реформ по сути два – либеральный и дирижистский. С известной долей условности можно обозначить их, как «премьер Кудрин» и «премьер Глазьев». Оба претендента в конце 2015 года озвучили свои программные тезисы, которые имеет смысл рассматривать.