Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

14.01.2014 | Театр

Урок труда

Пригласив на постановку Лепажа и сам взявшись за исполнение всех ролей , Миронов ушел в космический отрыв

В Театре наций произошло чудо. Спектакль «Гамлет. Коллаж», поставленный выдающимся режиссером Робером Лепажем, оказался беспрецедентным для российского театра событием. Руководителю театра Евгению Миронову удалось совершить нечто большее, чем просто хороший спектакль. Пригласив на постановку Лепажа и сам взявшись за исполнение всех ролей в его двухчасовом действии, Миронов ушел в космический отрыв.



Лепаж и его команда создали невероятно сложный механизм, внутри которого с точностью почти акробатической существует актер Миронов. Представьте себе детский калейдоскоп — стеклянную трубочку, при каждом повороте которой внутри возникает новая картинка. Именно это происходит каждую минуту на сцене, только вместо трубочки трехмерная коробка, внутри которой на равных с видеоизображением существует живой Миронов. Актер является то Гамлетом, то Офелией, то Полонием, меняясь с каждым образом и внутренне, и внешне. И пространство ни на секунду не остается неизменным, превращаясь то в библиотеку, то в пруд, то в гробницу.



Это точный образ сверхнасыщенного информацией времени, где человек (Гамлет) сходит с ума от зыбкости картины мира: век вывихнут, связь прервалась, бессвязный набор визуальных сигналов заставляет нервы реагировать, но мозг отказывается их обрабатывать. Шекспир оказался современнее Пелевина, парадоксальнее Сорокина.

Но сумасшедший каскад метаморфоз — и это самое важное — результат невероятно ответственной, трудной и серьезной работы канадской и российской команд.

То, что руководитель театра обрек себя на два года тяжелейшей муштры, на 12-часовые репетиции с полной выкладкой, — это прекрасный пример. И то, что постановочная группа теперь тоже обречена на профессионализм экстра-класса (просто потому, что иначе сложная сценическая машинерия не сработает), — отличный вызов нашему театру. Да что театру — самой системе нашей жизни, с ее невероятными амбициями и одновременно чудовищной ленью и халтурой.

«Гамлет. Коллаж» — спектакль, на котором невозможно халтурить, иначе все посыплется. Каждый из тех, кто работает со звуком, светом, проекцией, машинерией, трюками, должен быть четким и точным. Потому что — как в цирке, где Лепаж, кстати, тоже ставил свои представления, — от слаженности усилий всех попросту зависит жизнь и здоровье Миронова.

Спектакль вызывает у публики почти детское изумление перед непостижимым мастерством в ясной и потому особо завораживающей форме. В Театре наций наглядно показали, каким может быть современное искусство, если в него вложить не только талант и деньги, но еще и труд, старание и умение. Для нашей отечественной традиции, где в почете спонтанность и стихийный гений, такой урок труда крайне необходим. Очень хочется, чтобы он был усвоен.

 

 

 

 

Источник: "Московские новости", 26 декабря 2013,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
18.01.2019
Театр

Живее всех живых

Спектакль Александра Янушкевича по пьесе Григория Горина «Тот самый Мюнхгаузен» начинается с того, что все оживает: шкура трофейного медведя оборачивается не прикроватным ковриком, а живым зеленым медведем и носится по сцене; разрубленная надвое лошадь спокойно разгуливает, поедая мусор и превращая его в книги.

Стенгазета
21.11.2018
Театр

Крохотные герои огромного мира

«Темная комната» компании Plexus Polaire – галлюцинация изможденной Валери Соланас, доживающей последние дни в одном из безымянных отелей. Авторы постановки, созданной по книге Сары Стридсберг «Факультет сновидений» – биографии Соланас, хотят понять, кто она – женщина, стрелявшая в Энди Уорхола, радикальная феминистка, написавшая «Манифест общества полного уничтожения мужчин».