Как гласят буддистские легенды-джатаки, прежде, чем узреть полноту истины, Будда, как и прочие существа, множество раз рождался в мир в образе различных животных и людей. И одну из своих земных жизней будущий спаситель мира закончил, добровольно отдав свое тело тигрице с голодными тигрятами.
Монахи из тайского монастыря Ват Па Луангта Буа Янасампанно не достигли такой степени духовного совершенства, но подошли к нему, можно сказать, вплотную.
Небольшой лесной монастырь в западной провинции Канчанабури, у самой бирманской границы, широко известен в стране и мире как Тигриный храм. И это не просто красивое название. Рядом со смиренными монахами в традиционных оранжевых тогах в монастыре можно увидеть и других его обитателей, чьи столь же рыжие одежды украшены черными полосами.
Хотя монастырь существует совсем недавно, история столь необычного святилища уже обросла легендами. Согласно одной из них, проникшей в европейскую прессу, монах Ачарн Пхусит, живший вместе с несколькими послушниками в джунглях, однажды во время медитации увидел перед собой огромного тигра. Хищник подошел к монаху и распластался у его ног. Увидев в этом знамение, Ачарн Пхусит основал на месте своей встречи с хозяином джунглей монастырь-приют для тигров.
Как и все подобные легенды, это предание верно лишь отчасти. История тигриного монастыря началась в августе 1994 года, когда состоятельная тайская семья Хун подарила принадлежащий ей земельный участок близ деревни Пху Май Даенг одному из самых чтимых в Таиланде буддистских проповедников – 80-летнему Луангте Махабуа под постройку нового монастыря. Досточтимый Луангта отрядил на место одного из своих последователей – Ачарна Пхусита Хантитхаро. Придя к выводу, что подаренный участок вполне годится для создания обители, преподобный Ачарн собрал команду послушников.
В этом ему очень помогла обычная для буддизма практика временного монашества, когда мирянин уходит в монастырь, несколько недель или месяцев живет монашеской жизнью, часто выполняет некое послушание, а затем возвращается к своим обычным делам. Добровольцы, желавшие помочь святому делу – инженеры, строители, юристы, местные крестьяне и даже пограничники – и составили временную «братию» настоятеля Ачарна.
Работы начались в сентябре, а уже к декабрю на дареной земле появились временные деревянные постройки, крытые слоновьей травой, и обязательный для буддистского монастыря пруд. 23 декабря Луангта официально благословил новую обитель, разрешив ей называться его полным именем: Ват Па (т. е. храм) Луангта Буа Янасампанно.
Едва открывшись, новый монастырь стал известен в округе как приют для всех осиротевших и покалеченных обитателей джунглей. Первой была подбитая дикая курица, которую принес монахам один из крестьян. Через некоторое время в монастырском парке поселились павлины, сами выбравшие это место для своих гнезд. Раненый дикий кабан тоже прибрел в монастырь сам. Монахи выходили его и выпустили обратно в лес, но на следующий день он вернулся – теперь уже со всем семейством. С той поры и по сей день гостеприимством обители пользуется несчетное число диких свиней, к которым со временем добавились дикие козы, олени, гиббоны, а также домашние буйволы, коровы и лошади, от которых почему-либо захотели избавиться их хозяева.
Первый тигр – юная кошечка нескольких месяцев от роду – появился в монастыре только в феврале 1999-го. Ее мать убили браконьеры, а сама она переходила из рук в руки. Один из хозяев, видимо, стачивал ей зубы – на месте клыков у тигренка торчали кровоточащие пеньки.
Другой и вовсе вознамерился сделать из нее чучело, и взявшийся выполнить этот заказ народный умелец успел впрыснуть в шею детеныша шприц формалина. Тем не менее измученный и перепуганный тигренок выжил, а попав в монастырь, начал было выздоравливать, но через полгода внезапно умер от сердечного приступа.
Несмотря на печальный исход этой истории уже через несколько недель в монастырь принесли двух тигрят, конфискованных у браконьеров. Леса провинции Канчанабури населяет самая большая в Таиланде популяция тигров. Охота на них в стране запрещена, а значительная часть принадлежащих им джунглей входит в национальные парки, но ни то, ни другое не останавливает браконьеров. Шкура, кости, усы и прочие части тела тигра широко используются в традиционной восточной фармакопее. Поскольку в наше время тигры везде стали редки, цена на это сырье резко возросла.
Браконьер может выручить за убитого взрослого зверя почти 6 тысяч долларов – доход тайского крестьянина за несколько лет. Когда жертвой такого промысла становится тигрица-мать, тигрята достаются ее убийце в качестве бонуса. Но даже если им удастся убежать в джунгли, шансов выжить у них почти нет: у взрослого тигра нет врагов, кроме человека, но у котенка их предостаточно.
А главное – детенышам очень трудно добывать себе пищу. В поисках ее маленькие тигры часто попадают к людям, которые не знают, что с ними делать. Появление монастыря-приюта открыло достойный выход: тигренка надо отнести монахам. Святым людям виднее.
На самом деле ни один из монахов, принимавших от крестьян и пограничников первых тигрят, не имел никакого опыта обращения с тиграми. Всему приходилось учиться на практике. Тем не менее за шесть лет присутствия в монастыре полосатых постояльцев ни разу не было случая, чтобы они напали на монахов или на гостей обители. А сам монастырь, оставаясь буддистским святилищем, местом благочестивых размышлений и медитации, в то же время постепенно превратился в один из главных центров сохранения и возвращения в природу индокитайского тигра.
Зоологам известны восемь подвидов тигра. Три из них (в том числе некогда самый распространенный – туранский тигр, обитавший от Босфора до Алтая и от Иртыша до берегов Аравийского моря) уже остались только в зоомузеях и на старинных рисунках. От этой участи сегодня не гарантирован ни один из пока еще живущих пяти подвидов.
И хотя численность индокитайского тигра сравнительно высока (считается, что сегодня на воле живет около полутора тысяч этих кошек), она продолжает сокращаться под натиском растущего населения. Для Таиланда эта проблема особенно остра: в последней трети прошлого века просчеты в экономической политике привели к тому, что страна лишилась большей части своих лесов. Теперь Таиланд пытается вернуть себе утраченные сокровища. В стране идут масштабные работы по лесовосстановлению (в окрестностях Тигриного монастыря они начались в первый же год его существования, и наряду с послушниками и местными жителями в них участвуют студенты и преподаватели Рачамонгколского технологического института), а также по охране и размножению редких и исчезающих видов. Уход за тиграми теперь не только помогает монахам следовать благородному пути Дхаммы, но и служит вполне конкретной земной цели: вылеченные и выращенные звери должны возвращаться в джунгли.
Сегодня в монастыре живет около десятка тигров. Точную цифру назвать невозможно: одни полосатые воспитанники покидают приют, возвращаясь в лес, на смену им люди приносят других. Свободно гулять по помещениям и двору тиграм (кроме самых маленьких) разрешают лишь по особым случаям: это небезопасно для посещающих монастырь паломников и уж точно прямая угроза для прочих четвероногих и пернатых постояльцев.
Большую часть времени тигры проводят в просторных клетках. Но ежедневно после полудня монахи выводят своих питомцев на прогулку в «Тигриный остров» – обширный огороженный участок рядом с монастырем. «Остров» был задуман как место для полувольного содержания тигров, где они могли бы жить по своему усмотрению, общаться друг с другом и размножаться. Но пока необходимые работы не закончены, он служит площадкой для прогулок и подвижных игр, без которых тигренок не может вырасти настоящим владыкой джунглей. А в это время многочисленные гости монастыря, отделенные от тигров рвами и козырьками, могут любоваться тигриными забавами.
Тем же целям служат представления, которые монахи вместе со своими питомцами иногда устраивают для местных жителей. Они проходят с неизменным успехом, хотя тигров никто специально не дрессирует и не обучает никаким трюкам. Такие шоу увеличивают поток пожертвований монастырю – единственный источник пропитания и для монахов, и для всех находящихся на их попечении животных. Но тайские крестьяне – народ небогатый, их скромных даров не хватит ни на достройку «Тигриного острова», ни на организацию на окрестной территории национального парка. Поэтому при монастыре создан специальный фонд, собирающий более крупные пожертвования по всему Таиланду и за его пределами.
...Научное название индокитайского тигра – Panthera tigris corbetti. Последнее, подвидовое имя – дань уважения Джеймсу Корбетту, легендарному охотнику на тигров-людоедов и страстному защитнику тигриного племени. О своих поединках с хищниками он написал целую книгу. Но название ей дал рассказ «Храмовый тигр» – о встрече со зверем, благородство и ум которого заставили знаменитого охотника отказаться от охоты.
«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.
Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»