29.02.2012 | Колонка
Власть не от БогаPussy Riot за «панк-молебен» в храме Христа Спасителя могут отправить за решетку
Феминистская панк-группа с двусмысленным названием Pussy Riot вновь привлекла к себе внимание публики. Недавно радикальные девушки в разноцветных балаклавках уже спели на Лобном месте перед Кремлем, уличая этот самый Кремль в политической трусости. Теперь вот отличились в храме Христа Спасителя, исполнив с амвона песню «Богородица, Путина прогони!».
Немногочисленная паства была так поражена неожиданным зрелищем, что не сразу изгнала поющих из храма. Вскоре ролик с разухабистым панк-молебном, как обозвали новый жанр сами исполнительницы, уже вовсю гулял по интернету, вызывая бурю самых разных чувств.
Но эмоции никак не отменяют необходимости разобраться — что же все-таки произошло в храме?
В последнее время отечественный акционизм принимает все более протестный антивластный характер. Чего стоят перформансы группы «Война», показавшей сами знаете что питерскому УФСБ. Группа средствами искусства объявила войну силовым ведомствам. Больше всего досталось милиции. Переворачивание машин на Дворцовой площади запомнилось всем, но вот другая акция «Войны» под названием «Ментопоп» вызвала меньший резонанс. Однако именно она важна для понимания того, что случилось в храме Христа Спасителя.
Выглядело это так. Представительный персонаж в рясе и милицейской фуражке набрал в супермаркете кучу еды и спокойно с полной уверенностью в собственной правоте прошел мимо кассы, не заплатив. Остановить «ментопопа» никто не решился. Посыл акции был предельно прост — милиция у нас безнаказанно нарушает закон и никому не приходит в голову пресечь это безобразие. Но в этом она вовсе не одинока. Защитная харизма власти распространяется и на РПЦ — она тоже может творить все что пожелает, закон ей не писан. Церковь таким образом обличалась как одно из подразделений репрессивной власти, практически равное по влиянию МВД.
Тема церкви как власти, но власти не от Бога, получила развитие в недавнем перформансе арт-группы «Мы стали более лучше», устроенном в окрестностях московского храма Святителя Николая на Трех горах, где служит протоиерей Всеволод Чаплин.
Несколько молодых людей, облаченных в рясы, выстроились под плакатом «Боже, заткни Чаплина» и прочли обращенное к нему заявление. Протоиерей известен резкими выпадами в адрес современных общества и культуры. Чаплин возглавляет Синодальный отдел по взаимоотношениям церкви и общества, в глазах молодых акционистов он воплощает церковную власть. Вот они и высказали в лицо этой власти свои претензии. Но что любопытно, закончили перечень обид церковным «аминь». Рясы, аминь, да и сам лозунг — это, конечно, пародия на церковный обряд. Но апелляция, пусть и пародийная, к Богу свидетельствует: протест вызывает не вера сама по себе, а церковь как структура власти.
Панк-молебен, устроенный Pussy Riot в храме Христа Спасителя, ровно об этом. Это протест против церковных и светских властей, которые для протестующих слились в одно нераздельное целое.
В немудрящих куплетах панк-феминисток содержатся все клише современного антиклерикализма: от связей церкви с КГБ («черные рясы, золотые погоны») до ее коммерциализации («крестный ход из черных лимузинов») и полного тождества с путинским режимом.
Как тут не вспомнить «ментопопа», порожденного революционным воображением группы «Война». Однако за спасением от всех невзгод панкушки обращаются к Богородице, умоляя ее «прогнать Путина». В этом и состоит суть их молебна. Это пародия на церковный обряд, но обращенная не против веры, а против церкви, которая эту веру искажает. Недаром певички уличают патриарха в том, что он верит не в Бога, а в Путина.
Отношение к церкви как к власти, но власти не от Бога, и подтолкнуло панк-феминисток к тому, чтобы устроить акцию не на подступах к храму, а в нем самом. И этим они отличаются от своих предшественников из группы «Мы стали более лучше». Те все-таки не решились высмеять Чаплина на его территории. Однако вряд ли сами радикалки осознают радикализм своего жеста. В их глазах РПЦ отождествляется с властью до такой степени, что не имеет права на свою собственную территорию. И нет никакой разницы, откуда власти бросать вызов — с Лобного места напротив Кремля или из храма Христа Спасителя, который тоже неподалеку.
Объяснить мотивации того или иного поступка вовсе не значит его оправдать. Любому здравомыслящему человеку понятно, что радикальный перформанс в храме неуместен. Но проблема не в том, что современные акционисты потеряли уважение к святыне. Оно у них по-своему сохраняется, иначе они не апеллировали бы к высшим силам. Речь о другом.
Воспринимая церковь исключительно как соучастницу политического насилия, они видят перед собой лишь церковное начальство, причем исключительно в виде «ментопопов», которых и обличают во всех смертных грехах. Но при этом совершенно не замечают, что, нападая на пастырей, наносят урон и пастве. Для которой те вовсе не зловещие политические фигуры, а необходимый элемент церковной жизни, без которого жизнь эта теряет смысл.
Панк-феминистки, врываясь в храм, считают, что они попадают в помещение, где властвуют корыстолюбивые попы, защищающие преступный режим. А то, что это родной дом для тысяч верующих, которые и о политике редко задумываются, не приходит им в голову. Среди фотографий свидетелей панк-молебна есть одна – пожилой женщины с совершенно растерянным лицом. Ровно такое же выражение, скорее всего, было бы у нее, если бы она застала девиц в разноцветных масках у себя в спальне.
Как и следовало ожидать, не менее радикальной оказалась и реакция со стороны церковного начальства. Протоиерей Чаплин тут же заявил, что хулиганок надо примерно наказать. Причем не в административном порядке, а в самом что ни на есть уголовном. И поскольку в нынешнем УК наказания за кощунство нет, то надо его непременно ввести. Не исключено, что лоббированием нового закона РПЦ и займется после президентских выборов. Однако защитники веры из числа самых активных не желают ждать так долго. И вот в интернете уже появляются адреса и фамилии «кощуниц» с недвусмысленными призывами наказать их самим по всей православной строгости. А московская полиция, не дожидаясь новых статей в УК, возбуждает в связи с инцидентом в храме Христа Спасителя уголовное дело по статье 213 УК РФ (хулиганство).
Между тем у церкви есть и другой гораздо более эффективный выход из сложившейся ситуации. Постараться давать меньше поводов для обвинений в политической ангажированности и навязывании обществу своих представлений о прекрасном.
И тогда акционистам и прочим насмешникам придется замолчать.
«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.
Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»