США, Новая Зеландия, Бельгия? 2011
04.11.2011 | Кино
3D-душокБлокбастер Спилберга для зрителей всех возрастов, основанный на бельгийском комиксе
Тинтин, молодой бельгийский журналист в коротких штанишках и с чубчиком, покупает на антикварном развале модель трехмачтового парусника XVII века. За корабликом тут же выстраивается очередь: сперва сувенир пытается перекупить упитанный господин с усиками (через 15 минут он будет расстрелян прямо на пороге дома Тинтина), затем к судну пристраивается взлохмаченный бородатый очкарик по фамилии Сахарин (его прекрасное имя Ильич без вести пропало в русском дубляже). После серии стремительных катастроф и вооруженных нападений выясняется, что на свете существует всего три модели «Единорога» (так называется корабль), и в каждой спрятана часть шифровки, которая может привести к несметным сокровищам.
Дальше начинается форменный «Индиана Джонс», только еще более ернический — постоянное присутствие в кадре белого терьерчика как бы намекает нам на то, что великого археолога-авантюриста назвали в честь собаки Джорджа Лукаса.
Задуманная еще в 1980-е, экранизация комиксов про Тинтина приобрела резон и стала технически возможной только сейчас, в эпоху расцвета stop-motion-анимации и сомнительных побед 3D-проекций. Собственно, тайный смысл «Тинтина» — это как раз оправдание и поддержка 3D, чье будущее в США стоит сейчас под большим вопросом. Утомленные однообразными трюками, темноватой картинкой и необходимостью доплачивать за новый формат, зрители уверенно выбирают обычную проекцию. «Тинтин» должен бы стать новым «Аватаром», и очень забавно смотреть, как Спилберг пытается впрячь в одну телегу принятый в Голливуде энергичный монтаж (который сводит на нет стереоэффекты) и давно забытую глубинную мизансцену, призванную эти эффекты раскрыть и усилить. Результат оказывается настолько же новаторским, насколько и развлекательным — виртуальность мира Тинтина позволяет воображаемой камере делать что угодно: летать над улицами, крутиться вокруг своей оси, вглядываться в зеркальные коридоры или слои пыльных стекол. Тут вообще ничто не мешало бы снять фильм одним планом (жаль, что Орсон Уэллс не дожил до этого дня) и пролететь через всю планету, но традиция плоского кино берет свое, заставляя резать, склеивать, компоновать. Все это, конечно, прекрасно, и, скажем, сцена потребления медицинского спирта в состоянии невесомости, явно придуманная лишь ради возможности погонять по экрану живописные 3D-пузыри, по степени драматизма дает фору любому психологическому артхаусу.
Но эти достижения еще раз доказывают одно: для действительно великого фильма 3D — все равно что свекольные румяна для 16-летней девушки.
Если что оно тут и добавляет, то не оттенок, а душок.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.