Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

10.10.2011 | Современный танец

Метод разморозки

Фестиваль Tanz im August в Берлине открыли классикой танцавангарда

Люсинде Чайльдс 71 год. Она высокая, сухая и, когда выходит на сцену кланяться, почти такая же прямая и красивая, как в фильме Cола Ле Витта Dance, где танцует умопомрачительное центральное соло— жестко, отточено и расслабленно. Волосы затянуты в балетный пучок, губы поджаты, в глазах— пустота и воля виллисы, которой ничто не помешает довести танец, как беспощадный ритуал, до конца.

Спектаклю Dance— легенде и шедевру танцевального минимализма — 32 года. Чайльдс сочинила его в 1979-м, и это был второй опыт работы с музыкой Филиппа Гласса после легендарной пробы в опере Боба Уилсона «Эйнштейн на пляже».

В этой чудесной компании— Гласс, Уилсон и Сол Ле Витт, художник-концептуалист, придумавший соединить в Dance живое движение и его видеопроекцию на прозрачный занавес, что усложнило сценическое пространство, а танец превратило в бесконечно длящуюся безграничную материю, Люсинда Чайльдс и вошла в историю. Есть и другие сопутствующие ей прекрасные имена и названия, вроде Judson Dance Theater, Мерса Каннингема, Ивонн Райнер, Триши Браун. Сегодня— главные фигуры американского постмодернистского танца. Тогда— подпольщики и лабораторные сухари, которые не столько спектакли сочиняли, сколько разрабатывали приемы и сценические форматы, которыми все еще, как лекалом, пользуются идущие следом. Балет Dance, восстановленный два года назад в свеженабранной для юбилейного турне труппе Lucinda Childs Dance Company,— из числа таких, стратегических постановок XX века. В августе ею— почти провокационно— стартовал крупнейший в Германии фестиваль современного танца Tanz im August.

И оно того стоило. Трехчастная композиция для десяти танцовщиков гипнотизирует монотонно повторяющимися пассажами и оставляет ощущение формулы на все времена. Распахнутые руки, быстрые повороты корпуса, легкие прыжки— невесомые фигурки пролетают из кулисы в кулису, иногда сталкиваясь в пространстве, но почти не контактируя друг с другом. Неумолимый в своем бесконечном движении, суровый, как простая гамма, Dance может напомнить другие perpetuum mobile постмодернистов— вроде «В комнате наверху» Твайлы Тарп (тоже на музыку Гласса). Но это все одна эпоха и одна мечта — освободить танец, сделать его самодостаточным, самоценным, самовозникающим и саморазвивающимся. Чистым, другими словами. В Dance это более чем удалось. Центральная сольная часть, та, которую молодая Чайльдс теперь исполняет на пленке, присутствуя на сцене в качестве голограммы рядом с «вживую» работающей преемницей, до сих пор пугающе совершенна. Как торжество формы, навсегда скрывшей содержание, победившей его за ненадобностью.

Можно сказать , уникальный баланс математики и поэзии страхует Dance от увядания и старения. Но все не так просто. Черно-белый фильм Сола Ле Витта, транслирующий спектакль 30-летней давности (тогдашние исполнители не где-то на экране, а тут же на сцене— в полный рост, бегают, размахивают руками, сталкиваются с «живыми»),— когда-то читался как удивительный технический фокус, позволяющий разместить реальных танцовщиков и их отражения как бы на разных этажах сцены. Сегодня параллельный мир— так и хочется сказать «теней»— создает незавидную конкуренцию современным танцовщикам и демонстрирует неожиданный итог диалога поколений: все бывает только однажды.

Всвоем времени и своем поколении. Даже такой— бесстрастный, бессюжетный, вроде бы абсолютно безличностный танец— невозможно повторить, не подстраховавшись древним кинофильмом. Холодная поэзия Люсинды, фланирующей на кинопленке с такой свободной и жесткой спиной, с такими вольно болтающимися руками, с таким стальным взглядом ничего не выражающих глаз,— нечто невосстановимое. Попытаешься повторить, и то, что там, на пленке, выглядит как ритуал и жесткий поколенческий вызов, вдруг обернется высокотехничной, но физкультурой.

Стоило ради этого вывода восстанавливать шедевр? Безусловно. Еще и потому, что Сол Ле Витт и Люсинда Чайльдс предложили в этой работе— более тридцати лет назад!— свой метод сохранения спектаклей contemporary dance. Они себя «заморозили»: сняли Dance на пленку, придумали, как воспроизводить спектакль в объеме (и это еще до всяких 3D-форматов), и оставили в наследство тем, кому разговаривать с прошлым гораздо интереснее, чем его копировать. 



Источник: "Московские новости", 15 августа 20011,








Рекомендованные материалы



Израильский современный танец как новое медиа

Израильский современный танец очень знаменит, и, надо сказать, что сегодня он воспринимается как самое актуальное из всех перформативных искусств в стране, язык которого позволяет художникам размышлять о болезненных темах сегодняшнего дня, о себе и об обществе. Для израильтян существенно, что этот язык телесный, но вместе с тем он обладает напряженной интеллектуальностью.


Кто автор? или Монтаж персонажа.

«Все пути ведут на Север» – спектакль о том, что мы одиноки всегда и никогда. Это совместная работа бельгийского хореографа Карин Понтьес и труппы современного танца театра «Балет Москва». Карин не просто сочинила хореографию, а танцовщики ее исполнили, их творческие взаимоотношения строились сложнее.