Астрель, Corpus, 2011.
19.05.2011 | Книги
Как выгодно быть обиженнымАвтор смотрел на Ассанжа сначала с обожанием, потом с обожанием и обидой — и потому заметил довольно много.
На первый взгляд, это типичная книга жанра "Записки человека, обиженного знаменитостью". Даниэль Домшайт-Берг вместе с Джулианом Ассанжем создавал сайт WikiLeaks, а тот оттеснял его в тень, дразнил, эксплуатировал и в конце концов выгнал. Теперь Домшайт-Берг рассказывает об их отношениях всю подноготную.
Суть рассказа в том, что автор — разумный, ответственный, культурный человек, а Ассанж — дикарь, почти чудовище: "Джулиан вел себя порой так, будто его растили не люди, а волки".
Он не делится едой, с наслаждением злит людей, плохо ориентируется в городе, способен к нечеловеческой сосредоточенности, параноидально подозрителен и т. п.
Автор смотрел на Ассанжа сначала с обожанием, потом с обожанием и обидой — и потому заметил довольно много.
Одно из лучших мест книги — портрет танцующего Ассанжа: "Он занимал большую часть танцевальной площадки и словно бы исполнял ритуальный танец: широко разводил руки и мерил помещение огромными шагами. Выглядело это не особенно красиво, не очень умело и не свидетельствовало о наличии чувства ритма, но отчего-то по-своему впечатляло. Ему было все равно, что о нем подумают".
Именно эта внутренняя независимость от чужих взглядов и вообще от социума и сделала Ассанжа идеальным разрушителем одной из главных опор любой социальной организации — идеальным разрушителем секретности.
А сам Домшайт-Берг — обратный случай: он стал врагом секретности именно потому, что ему было не все равно, что о нем подумают, потому что ему хотелось быть хорошим, хотелось служить обществу, служить WikiLeaks, служить Ассанжу. Он даже вытатуировал у себя на спине песочные часы, эмблему WikiLeaks, и, разумеется, эта татуировка стала поводом для очередного предательства Ассанжа: "Я хорошо помню, что рассказал о том, что хочу сделать такую татуировку, Джулиану и он мой замысел одобрил. А впоследствии неоднократно насмехался над его убожеством".
Но, расставшись с Ассанжем, Домшайт-Берг все-таки оказался способен и на самостоятельное действие: он не бросил борьбу с секретностью, а создал сайт OpenLeaks. Этот сайт так же, как WikiLeaks, предлагает всем обладателям секретных документов их присылать, но публиковаться эти документы будут уже не на самом сайте, а в наиболее подходящих для этого СМИ — когда надо, мировых, а когда надо, университетских или городских. И в отличие от WikiLeaks новый сайт будет давать ход всем полученным документам, отказавшись от отбора, который неизбежно становится видом цензуры. То есть новый сайт будет всего лишь честным и надежным посредником.
Вместо выбранной Ассанжем роли политического игрока, звезды, объекта гонений и славы Домшайт-Берг выбрал роль находящегося в тени служителя общества.
Вот пусть теперь обладатель секретных документов и подумает, к кому обратиться — к прославленному WikiLeaks или к скромному OpenLeaks.
И тут становится ясно, что не обожаемому обидчику Ассанжу, не миру, который должен автора с Ассанжем рассудить, а именно такому обладателю, то есть потенциальному клиенту, книга Домшайта-Берга прежде всего и адресована. Становится ясно, что эта книга — вовсе не такой простодушный выкрик, как кажется поначалу. Домшайт-Берг прекрасно понимает, что роль обиженного и брошенного обожателя — роль жалкая, но вполне сознательно эту роль на протяжении всей книги играет, лишь бы попутно внушить читателям: да, Ассанж гений, а я ничто, но он непредсказуем и ненадежен, ему наплевать на свою безопасность, а значит, и на безопасность информаторов — на вашу, читатели, безопасность, а я осторожный, ответственный, боюсь за себя, а значит, и за вас. Не обращайтесь к нему, обращайтесь ко мне.
Книжный сериал Евгении Некрасовой «Кожа» состоит из аудио- и текстоматериалов, которые выходят каждую неделю. Одна глава в ней — это отдельная серия. Сериал рассказывает о жизни двух девушек — чернокожей рабыни Хоуп и русской крепостной Домне.
Они не только взяли и расшифровали глубинные интервью, но и нашли людей, которые захотели поделиться своими историями, ведь многие боятся огласки, помня об отношении к «врагам народа» и их детям. Но есть и другие. Так, один из респондентов сказал: «Вашего звонка я ждал всю жизнь».