На встрече с деятелями культуры в четверг в «Московском Доме фотографии» (он же Мультимедиа арт музей) Дмитрий Медведев заявил, что руководство страны должно быть «более открыто к современным проектам», которые министерства и ведомства поддерживают недостаточно. Власти пока на актуальное искусство реагируют вяло, опасаясь, что это принесет им больше головной боли, чем радости.
Интересно не столько то, что глава государства публично высказался в защиту актуального искусства, которое пользуется в России скандальной славой: вспомним судебные процессы Ерофеева-Самодурова, группы «Война», заявления министра культуры по поводу группы «Синие носы», скандал с выставкой «Русский контрапункт» в Лувре.
Скорее странно, что Медведев, который старается поддерживать имидж модернизатора, редко поднимал эту тему раньше.
Ведь любовь к современному искусству (или просто совриску) гораздо больше отвечает образу «президента с твиттером», чем, скажем, поддержка Медведева почвенническим фестивалям вроде «Золотого витязя», который в апреле стартует по всей стране.
А ведь как раз ту форму помощи государства, которой пользуется форум славянского искусства «Золотой витязь», можно было бы с успехом применить и к современному искусству. Денег «славянам» выделяют не так уж много: 10 млн. рублей от Минкултуры, остальное – помощь частных компаний. Зато их активно поддерживают на местах: главы регионов обеспечивают фестиваль проездом, пропитанием, проживанием и небольшими гонорарами. Но не по собственной инициативе, а после просьбы попечителя «Витязя» Сергея Миронова к сенаторам не отказать фестивалю в помощи. Отозвались руководители 30-ти из 83-х субъектов РФ.
Такой путь и предложил президент на встрече в МДФ: объединить усилия глав территорий и бизнеса.
«Потому что, вы понимаете, что на государство здесь надежда слабая, практически ни в одной стране государство больших денег на такого рода проекты не выделяет, но выделить площади, выделить здания - это можно», - сказал Медведев.
Проблема в том, что руководители регионов, как правило, не понимают современное искусство. И предпочитают более внятные им и потенциально менее опасные патриотические песни, реалистическую живопись и народный танец. Именно поэтому
позапрошлогоднее послание Медведева главам регионов с призывом поддерживать актуальное искусство не имело эффекта: совриск в провинции по-прежнему живет энтузиазмом местных художников или энергией отдельных лоббистов вроде Марата Гельмана.
Кроме того, если современные художники к коллегам, пользующимся поддержкой государства (Церетели, Шилову, Андрияке и др.), относятся с иронией или безразличием, то сами «классики», прочитав обращение Медведева к сенаторам, заволновались.
«Такая вроде бы невинная вещь, я особо не парился, произнес ее, а потом встретился с некоторыми нашими классиками, и мне сказали: зачем вы это сделали, вы ниспровергаете основы, наши мэтры напрягутся», - вспомнил президент.
Ссориться ради чего-то эфемерного с уважаемыми консерваторами, которые имеют ходы к президенту, главы территорий вряд ли захотят.
И все же, учитывая, что Медведев прямым текстом заявил, что модернизировать страну он собирается вместе с теми, кто сам готов к переменам - «а это, как правило, люди, которые в том числе воспринимают и современное искусство» - «мэтрам» и вправду стоит напрячься. Вдруг сейчас губернаторов «прорвет», и они пожелают заявить о своей прогрессивности. Тогда придется потесниться не только «классикам», но и самим актуальным художникам – количество творцов «актуального», кураторов и экспертов немедленно вырастет в разы.
«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.
Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»