Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

02.12.2005 | Колонка

Национальные затычки

Что выйдет из реализации пресловутых национальных проектов

Если до нынешнего года страна двигалась в будущее без руля и без ветрил, как бог на душу положит, то теперь все иначе. В России появились национальные приоритеты. Они должны вылиться в конкретные национальные проекты, для чего при президенте около месяца назад создан специальный совет – полсотни политиков, чиновников и ученых плюс сам президент в качестве председателя. Вчера состоялось заседание совета, после чего по всем каналам показали Владимира Путина, рассуждающего о зарплатах участковым врачам.

Уже со следующего года предусмотрено чрезвычайно щедрое финансирование нацпроектов: 138 миллиардов рублей выложит дополнительно только федеральный бюджет. Всего же – вместе с региональной долей – будет потрачено 180 миллиардов. Следить за тем, чтобы деньги не разбазаривались (точнее, не разворовывались), в правительство откомандирован бывший глава кремлевской администрации Дмитрий Медведев, получивший широкие полномочия первого вице-премьера.

Итак, о чем, собственно, речь. Приоритетов четыре: современное здравоохранение, качественное образование, доступное жилье и эффективное сельское хозяйство (именно так, и говорить, например, «современное образование» или  «доступное здравоохранение» неправильно).

Социальные реформы – образования и здравоохранения – назрели давно, и ирония была бы неуместна, если бы речь действительно шла о системных преобразованиях. На деле же национальные проекты в этой сфере пока ограничиваются планами дополнительных выплат врачам, медсестрам, учителям, фельдшерам, акушерам и преподавателям вузов. Даже особо одаренным учащимся денежное вспомоществование предусмотрено. Из той же серии строительство новых медицинских учреждений и закупка для них современного оборудования, а также оснащение учебных заведений компьютерами и другой необходимой техникой. Никто не говорит, что  это не нужно. Просто даже чрезвычайно полезными делами не должны подменяться необходимые реформы. В противном случае получается интересная картина: есть президент и его проекты – строятся больницы и платятся зарплаты. Нет президента – не строятся и не платятся.

Таким образом, в том, что касается социальной сферы, ни о каких реформах речь не идет. Речь идет о том, как потратить 5 миллиардов шальных нефтедолларов с максимальной пользой для рейтинга президента Путина.

Когда же шальные деньги закончатся, страна останется  с прежней системой образования и здравоохранения, только они станут неподъемными для более умеренного бюджета. Произойдет это, правда, уже после 2008 года, когда забота о рейтинге будет не столь насущной задачей.

Проект «доступное жилье» тоже в значительной степени социально ориентирован. Ставка тут делается на удешевление ипотечных кредитов. Правда, если ипотека действительно станет массовой, это резко повысит спрос на жилье, что, в свою очередь, немедленно вызовет очередной скачок цен на недвижимость. Каким образом президент и его совет собираются решать эту проблему, пока непонятно.

Однако самым непонятным является последний национальный приоритет – «эффективное сельское хозяйство». Строго говоря, помимо жилищного строительства, это единственная из отраслей экономики, удостоившаяся чести стать национальным приоритетом. Выбор более чем странный на фоне постоянных разговоров о технологическом отставании России. В конце концов, не аграрной же державой стремится видеть страну президент по завершении национальных проектов. Даже если и стремится, то при всем желании задача эта  – в силу климатических особенностей – попросту невыполнима. Впрочем, президент все объяснил. «Сегодня в сельском хозяйстве доля лиц, получающих заработную плату ниже прожиточного минимума, наиболее высока, – заявил Владимир Путин на заседании правительства, где и были озвучены пресловутые приоритеты. – Бедность и отсутствие работы ведут к потере жизненных ориентиров, способствуют распространению пьянства и других пороков». Бороться с пьянством предлагается поддержкой индивидуальных подсобных хозяйств, пристальным вниманием к животноводству и газификацией села. В этом перечне совсем уж нелепо смотрится уместный где-нибудь в начале перестройки пассаж об индивидуальных подсобных хозяйствах. После двух десятилетий проб и экспериментов российское сельское хозяйство в последние годы серьезно набирает обороты (без всякого участия государства, скорее даже благодаря отсутствию этого участия). Происходит это отнюдь не благодаря индивидуальным хозяйствам. Напротив, эффективность показали крупные агропромышленные предприятия, практикующие индустриальные методы.

Единственное разумное объяснение включения именно сельского хозяйства в перечень приоритетов – желание отобрать у коммунистов-аграриев их «конька» и впрячь его в повозку президентского рейтинга.

Не случайно Геннадий Зюганов после окончания вчерашнего заседания Совета обескуражено мямлил, что президент, говоря о сельском хозяйстве, почти дословно озвучил коммунистические инициативы.

Может ли выйти что-нибудь путное из реализации пресловутых национальных проектов? В конце концов, бог с ним,  с рейтингом, пусть растет – лишь бы людям польза. Польза, однако, сомнительная. Меры, о которых говорит президент, если и принесут пользу, то весьма ограниченную. Ограничитель этот – инфляция, которую будут стимулировать дополнительные выплаты и государственные закупки и инвестиции. Но хуже другое – подмена реформ недолговечными денежными затычками.



Источник: "Ежедневный Журнал", 01.12.2005,








Рекомендованные материалы



Шаги командора

«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.


Полицейская идиллия

Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»