11.02.2011 | Колонка
Опасная близостьРПЦ поставила перед собой задачу расширить влияние на общество и делает это с помощью государства
В Москве прошли
РПЦ поставила перед собой задачу расширить влияние на общество и делает это с помощью государства. Точнее, власти, но, поскольку власть у нас несменяемая, она отождествляется с государством. И в собственном понимании, и, что хуже, в сознании большинства народа.
Тесный альянс церкви и власти имеет свои риски. Одни уже дают о себе знать, другие на подходе.
Нынешней власти церковь нужна как источник легитимации. И потребность эта в последнее время усиливается. У населения растут претензии не только к местным начальникам, но и к Москве. Коррупция разъела властную вертикаль от основания до самой верхушки. Нормальные способы борьбы с этим злом
Откровенная поддержка церкви властью насторожила интеллигенцию. В этой среде живет память о тоталитарном прошлом, когда
Малоудачные церковные инициативы вроде
Однако впереди церковь поджидают более серьезные неприятности. Если недоверие к власти будет расти, тесная связь с ней церкви выйдет той боком. Единственная возможность сохранить моральный авторитет — независимость от властей предержащих. Но о какой независимости может идти речь, когда преуспеяние церкви целиком зависит от государства? Сложно представить себе священника, обличающего, скажем, чиновничий и милицейский произвол. Вот окропляющим святой водой компьютеры в налоговой инспекции или отделении милиции — запросто. Моральная оценка действий высших властей — это вообще из области фантазий.
Чтобы подобные фантазии, не дай бог, не возникли у самих священнослужителей, пленум Межсоборного присутствия РПЦ
Получается, что церковь готова осудить лишь безбожников и греховодников. Ну, в крайнем случае, тех, кто губит историческое наследие и природу. И заботиться должна о малозащищенных слоях населения.
Кто б возражал. Правда, ставить в один ряд атеистов и нравственных уродов — явный перебор, но его можно списать на пафос церковных интеллектуалов. Главное в другом. Да, сирые и убогие нуждаются в сострадании и защите от несправедливости первыми, но это не значит, что в ней не нуждаются вполне дееспособные люди, ставшие жертвой царящих в обществе отношений. Когда смычка властей с преступным миром и полное пренебрежение чиновников к людям превращаются в обычное дело, моральное вмешательство церкви более чем уместно. Обиженных и недовольных все больше и больше. Если они не услышат от церкви осуждения явных злодеяний, они махнут на нее рукой так же, как махнули на власть, предпочитая справляться со своими проблемами в одиночку.
Если же социальный протест достигнет высокого градуса, заодно с властью сильно достанется и церкви. Такое в отечественной истории уже случалось.
Последний опрос ВЦИОМ показал, что патриарх Кирилл по-прежнему пользуется популярностью среди населения. Уважение к нему испытывают более половины россиян, 23% считают, что проводимая им церковная политика полностью отвечает интересам нашего общества, вдвое больше — что скорее отвечает, чем нет. Но вряд ли эти цифры должны успокаивать РПЦ. Хорошо известно, что широкая публика не склонна винить в своих бедах первых лиц. Царь-батюшка ни при чем, виноваты бояре. Рейтинг властного тандема по-прежнему высок, хотя общественное беспокойство очевидно растет. Эта логика вполне применима и к предстоятелю РПЦ, и отношение лично к нему мало отражает отношение к церкви. Если она вовремя не дистанцируется от теряющей доверие власти, оно сильно испортится. В проигрыше останется и власть, которая не может рассчитывать на легитимацию со стороны церкви, утратившей авторитет. Круг замкнется — в трудное время РПЦ не сумеет подсобить начальству в силу чрезмерной к нему близости.
«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.
Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»