Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

29.10.2010 | Колонка / Религия

Ремнем и молитвой

Бегство детей из приюта под Владимиром – симптом серьезных проблем в российском православии

Нельзя сказать, что новость об издевательствах над детьми в Свято-Боголюбском монастыре свалилась как снег на голову. Скорее, она вызвала стойкое ощущение déjà vu. Все это уже было год назад, когда сбежавшая из монастырского приюта девушка Валя Перова рассказала ровно о том же: заставляют молиться всю ночь напролет, за проступки бьют ремнем, норовя попасть пряжкой, чтобы побольнее, запирают в келью и держат без еды сутками напролет. Публика, ясно, возмутилась, прокуратура провела расследование. Выявили отдельные педагогические ошибки, но дела решили не возбуждать. Детишек епархиальное начальство велело перевести в церковную школу-пансион в Суздале, но для игуменьи Георгии Курчевской и монастырского духовника архимандрита Петра Кучера все обошлось практически без последствий.

Не то чтобы церковное начальство так уж любит архимандрита. Он и с мировым заговором глобалистов сражается, и против всяких дьявольских новшеств типа ИНН выступает, и проводит какие-то самодельные обряды монархического толка, и пугает верующий люд скорым приходом Антихриста. Даже в расколе успел побывать, правда быстро одумался. А еще ему бывают видения. Как-то наткнулся у себя в подъезде на Иоанна Предтечу: тот раскинулся на лестничной клетке, бомж бомжем. Но архимандрита Петра не проведешь – он сразу разглядел на лежащем накидку из верблюжьей шерсти, как в Евангелии и указано, правда подпоясанную солдатским ремнем. И сделал надлежащие апокалиптические выводы. В общем, архимандрит фигура для церковного начальства малоудобная, но наказать его сложно. Петр Кучер почитается как святой старец, причем не только церковными старушками, но и большим количеством ревнителей православной веры – из тех, что при слове экуменизм хватаются за булыжник. Поговаривают, что есть среди них и люди с положением, чуть ли не генералы. И это совсем не удивительно. Харизматический старец — большой патриот, врагов отечества видит насквозь, что не может не вызвать у его адептов-силовиков профессиональное уважение. Безусловно, всенародная слава монастырского духовника сыграла свою роль, но главное в другом.

Скандал решили замять, потому что он бросал тень на церковь в целом.

Посчитали, что, поскольку РПЦ все активнее участвует в жизни общества, такие репутационные потери ей вовсе ни к чему. Однако замять не удалось, и вот скандал разгорелся с прежней силой.

Правда, появилось в нем и нечто новое. На этот раз в числе разоблачителей боголюбских «педагогов» оказался священник. Отец Виталий Рысев не только благочинный Суздальского округа, но и директор той школы-пансиона, в которую определили год назад часть приютских детей. И именно к нему обратились за помощью новые беглянки. У него уже был опыт общения с жертвами приютского воспитания, приходилось иметь дело и с их монастырскими опекунами. Детей у него летом забрали, и куда дели – непонятно. Скорее всего, поселили в частные квартиры вокруг монастыря, которые гордо именуются «скитами», где и продолжают воспитывать прежними методами. Страх за их судьбу, как и красочные рассказы беглянок (по ночам их принуждали молиться об избавлении от иудейского ига, а днем вдохновляли рассказами о горячей вере кавказских ваххабитов) заставили священника предать дело гласности.

Причина разговорчивости благочинного не только в том, что он своими глазами увидел плоды деятельности монастырских «педагогов». В последнее время внутри российского православия явственно наблюдаются две тенденции. С одной стороны, в ней усиливается «миссионерское крыло». Под началом энергичного патриарха РПЦ пытается расширить свою роль в обществе и культуре, активно вмешиваясь в такие разные сферы, как образование, армия, пенитенциарная система. То есть осуществить на практике те положения социальной доктрины, которая была разработана еще в двухтысячном году, но с тех пор лежала под сукном. Эта деятельность встречается в штыки ревнителями православия, которые считают, что церковь не должна активничать, а оставаться такой, какая она есть, со всеми своими преданиями и обычаями. Причем зачастую эти обычаи являются не более чем порождением суеверий да горячечного апокалиптического воображения. Понятно, что усиление одной тенденции автоматически усиливает противоположную. Поляризация этих настроений во многом определяет сейчас церковную жизнь.

Как уже говорилось, одним из кумиров ревнителей является архимандрит Петр Кучер. Поэтому они горой встают на его поддержку. Очередной скандал в Боголюбском монастыре воспринимается ими не только как покушение на авторитет почитаемого старца, но и на весь уклад церковной жизни.

В старые добрые времена детей пороли – вот и сейчас надо пороть, а не будем пороть, так отроковицы разбегутся по борделям, а отроки по наркопритонам. От дьявольских козней их можно спасти лишь ремнем и молитвой.

Напротив, оппоненты ревнителей из миссионерского лагеря хорошо понимают, что подобная архаика не имеет никаких шансов в современном обществе, где взгляды на детское воспитание радикально изменились. Они тоже могут ругнуть «воспитание по доктору Споку», но не считают ремень обязательным спутником молитвы.

И вот священник Виталий Рысев везет боголюбских беглянок в Москву, где они рассказывают о своих бедах столичным журналистам, а лидеры «миссионерского крыла» раскрывают публике страшную тайну. Оказывается, в Свято-Боголюбском монастыре окопалась жуткая секта, которая имеет мало общего с православием, заявляет один. Эти люди исповедуют те же взгляды, что и бывший епископ Диомид или «пензенские сидельцы», закопавшиеся под землю в ожидании прихода Антихриста, вторит другой. Девушки бежали не из приюта, который больше не существует, а с частных квартир, которые нельзя причислить к церковной структуре, подхватывает третий. И так далее, и тому подобное. Однако

сложно счесть сектой тех, кто определяет собой одно из главных направлений сегодняшнего православия. Это во-первых. А во-вторых, болезнь не перестает быть болезнью, сколько ни объявляй ее чем-то посторонним по отношению к организму.

Замечательно, что в РПЦ есть люди, которые не побоялись рассказать, что творится в одном из самых известных монастырей России. Понятно, что утаивание таких вещей может нанести церкви тяжелейший урон. Достаточно посмотреть, что творится сейчас в Ирландии, где прелести приютского воспитания после долгих лет замалчивания стали достоянием широкой гласности. Одна из самых католических стран Европы может в скором времени перестать быть таковой. Конечно, надо выносить сор из избы, пока не поздно. Но нелишне задуматься и о том, что сама изба нуждается в капитальном ремонте. 



Источник: Газета.RU, 25.10.10,








Рекомендованные материалы



Шаги командора

«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.


Полицейская идиллия

Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»