Великобритания, Франция, Германия 2009 г.
12.07.2010 | Кино
Девушке трудно быть аллегориейЗанимательная повесть о нелегкой эмигрантской доле
Несколько отмороженная китайская девушка Ли Мей бежит от скуки и бедности родной деревушки — сперва в индустриальный Чункгин, а потом с тургруппой в Лондон. Тут и там Ли Мей встречает мужчин — глупых и не очень, добрых и не слишком-то, а также работодателей, одинаковых в своем капиталистическом равнодушии. Наконец, не найдя счастья ни с китайцами, ни с англичанином, ни с индусом, она вновь оказывается на улице — беременная, но глядящая вперед со сдержанным любопытством.
«Она, китаянка» — первый стопроцентно художественный фильм китайской (но живущей в Лондоне) писательницы и документалистки Гуо Цзяолю. Несмотря на женскую, несколько интимную интонацию своих фильмов и книг, Цзяолю мыслит широко, ее работы — не столько портреты, сколько панорамные картины изменений, происходящих с Китаем в связи с его стремительной индустриализацией и вестернизацией. Очень скоро становится понятно, что и растерянная Ли Мей — образ тоже собирательный: это не просто какая-то эмигрантка, а вся китайская молодежь, изнасилованная своими и чужими, обманутая компартией и глянцевыми журналами, идет в никуда, неся в себе результат межкультурного недопонимания.
Но девушке трудно быть аллегорией, и «Китаянку» непрерывно раздирают противоречия между частным и общественным.
Неизбежно банальные среднестатистические происшествия (работа в борделе, роман с бандитом, увольнение со швейной фабрики, фиктивный брак с британцем, неудавшаяся вторая попытка с мусульманином) пересказываются тут бодреньким тоном молодежной телепередачи, псевдодокументальная «объективность» повествования (очень здорово, что героиня показана достаточно неприятной особой) соседствует с пошловатыми рапидами, а каждые 15 минут на экран выскакивают пафосные титры («Иногда сам не знаешь, кто ты» или «Бывает, что счастье ближе, чем ты думаешь») — симптомы литературной деятельности режиссера.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.