ПРОСТО ТАК КОЛОНКИ ЖИЗНЬ ИСКУССТВО РАЗГОВОРЫ PRE-PRINT СПЕЦПРОЕКТЫ СТУДИЯ ФОТОГАЛЕРЕЯ ИГРЫ

    О ТОМ, ЧТО ПРОИСХОДИТ WWW.STENGAZETA.NET СЕГОДНЯ 24 АПРЕЛЯ 2017 года

Колонка / Общество

Папина Победа

"Победа" - это ключевое слово в той этической системе, которую исповедует наша власть и идейно обслуживающий ее персонал

Текст: Лев Рубинштейн

Это, может быть, помнят те, кто постарше. Была такая в середине 50-х годов то ли "крокодильская" карикатура, то ли картина "холст-масло" с остросатирическим сюжетом. Сюжет был такой. Стоит посреди столицы автомобиль "Победа", очень престижный и крутой по тем временам. А рядом, облокотившись на автомобиль и самоуверенно скалясь всеми своими ста двадцатью семью зубами, стоит такой - в поперек себя шире буклированном пиджачке, с заморской сигареткой в нерабочих пальчиках, с пышным "коком" на голове, на ногах "корочки на микропорочке". Одним словом, стиляга, золотая молодежь, тунеядец, маменькин сынок, трутень, "чувак", плесень на здоровом организме нашей славной трудовой и учащейся молодежи. Художественное это произведение называлось "Папина "Победа".

Юмор там заключался в каламбурном мерцании двух значений слова "победа". Название машины, конечно же. А второй смысл в том, что стилягин папаша - чья "Победа" - относится к фронтовому поколению. Воевал он, значит, воевал, кровь проливал на всех фронтах, победил фашиста, вернулся, понимаешь, потом растил-лелеял свое любимое чадо, потом и "Победу" приобрел на свои трудовые - и вон чего в результате получилось. Тьфу, от людей стыдно! Такая вот, значит, "победа". Э-эх!

А еще мне вспоминается такая словесная игра времен моего детства. Берется какое-нибудь слово, и от него отсекается первая буква. Получается другое слово, которое тоже что-нибудь значит. От него тоже отсекается первая буква. Опять получается слово. И так далее. Следующий этап игры заключался в том, чтобы сочинить небольшой рассказ с использованием этих постепенно укорачивающихся слов.

Помню, что очень подходящим для этого дела оказалось слово "победа". И рассказ получался примерно такой: "Нами была одержана победа. Но мы остались без обеда. С нами приключилась беда. У нас пропала еда. Ты ее украл?" - "Да!".

В детстве я радостно осознавал лишь чисто формальное изящество этой, так сказать, новеллы. Ее глубинный экзистенциальный драматизм дошел до моего понимания лишь спустя многие годы. Так бывает с искусством: художник решает вроде бы чисто формальную задачу, а получается в результате такое, что самому становится страшно.

Это я все к тому, что "победа", которую мы опять собираемся пышно, натужно и весьма истерично праздновать, - это слово-ловушка.

Да, это была великая и жертвенная победа. И отрицать это было бы и безнравственно, и безвкусно. Слово "победа" было оправданным и насущным в период войны как заклинание, как звезда на горизонте нескончаемых мытарств и страданий. "Наше дело правое - мы победим". Все правильно - победить необходимо. Без этого смерть.

Вроде бы все правильно. В битве должен кто-то победить. По всем формальным признакам победили мы. Ура.

Но тут-то все только и начинается. И возникает столько вопросов, что не остается ничего лучшего, чем отмахнуться от всех сразу. Для чего победа? Кто от этой нашей победы выиграл? Кому она пошла на пользу, а кому во вред? Что с ней делать? Как жить дальше? Как сделать так, чтобы больше не приходилось побеждать с ТАКИМИ жертвами? Да и вообще: не будет войн - отпадет и потребность в победах.

Культ победы, как и любой культ, вреден и опасен. Но дело-то в том, что государство, подобное сталинскому или нынешнему российскому, только на этом культе и держится.

"Победа" - это ключевое слово в той этической системе, которую исповедует наша власть и идейно обслуживающий ее персонал. Без "побед" им никак. А без войн не бывает и побед.

"Победителей не судят". "Победитель получает все". "Историю пишут победители". Эти звонкие, соблазнительные и при этом глубоко архаичные формулы звучат в контексте реалий и ценностей современного мира мало того что не очень уместно, но и просто аморально. А у нас - в самый раз.

Вот мы и застряли в той самой победе. Вот мы и буксуем в ней, как полуторка в мокрой глине.

Современный цивилизованный мир тоже отмечает этот праздник. Но празднует он не "победу", а наступление мира.

Мир пошел вперед. И для него в результате оказалось самым важным не то, кто кого победил. Самым главным и насущным оказалось усвоение уроков этой страшной войны. Важно не то, КТО победил, а кто и что ВЫИГРАЛ. Оказалось, что выиграл в том числе и немецкий народ, убийственным и самоубийственным своим опытом избавленный от смертоносных иллюзий исторической исключительности и национального мессианства.

А мы, как заколдованные, уже которое десятилетие все не можем выйти на свежий воздух из душного кинозала, сомнамбулически уставясь в экран, на котором, кажется, навсегда зависло слово "победа".

Поэтому спустя столько лет эта тема не перестает быть столь болезненно саднящей. А государство и общество неизменно уподобляются ребенку, который не дает зажить болячке на локте, вновь и вновь сладострастно сдирая не до конца засохшую защитную корочку. И поэтому война у нас никогда и не кончается.

Победа - это еще не мир. Победа - это всего лишь финал войны.

Это всего лишь часть войны, хотя и заключительная ее часть. Апофеоз. Помните картину "Апофеоз войны"? Вспомнили? Вот и я том же. А сверху там, если помните, вороны. Конечно, вороны - а кто же еще.

10007173-leva_rubinshtein1.JPG






А ЧТО ДУМАЕТЕ ВЫ?

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Current day month ye@r *



версия для печати...

Читать Лев Рубинштейн через RSS

Читать Колонка через RSS

Читать Общество через RSS

Источник: Грани.ру, 05.05.2010,
опубликовано у нас 12 Мая 2010 года
ДРУГИЕ СТАТЬИ РУБРИКИ:

НАЧАЛО ПИСЬМА КОМАНДА АВТОРЫ О ПРОЕКТЕ
ПОИСК:      
Сайт делали aanabar и dinadina, при участии OSTENGRUPPE
Техническое сопровождение проекта — Lobov.pro
Все защищены (с) 2005 года и по настоящее время, а перепечатывать можно только с позволения авторов!
Рейтинг@Mail.ru