Франция, Германия, 2009 г.
28.04.2010 | Кино
Трехчасовой трипрепортБурные аплодисменты — не столько знак признания творческих успехов Гаспара Ноэ, сколько жест облегчения
Новая выходка Гаспара Ноэ — трехчасовой трипрепорт.
Юный драгдилер Оскар, угашенный ДМТ до сороконожек в глазах, отправляется передать пакет в токийский клуб «Пустота» и попадает в полицейскую засаду. При попытке спустить таблетки в унитаз он ловит спиной пулю, так что дальнейшее путешествие в пространстве и времени Оскар продолжает уже бестелесным призраком. Следуя главам не до конца прочитанной тибетской Книги мертвых, он увивается за своей сестрой-стриптизершей Линдой, которую обещал не бросать ни при жизни, ни после смерти, периодически взмывает над крышами, возвращается ко всему хорошему и ужасному, что случилось за его недолгую жизнь, и к финалу приземляется на сперматозоид, оплодотворяющий Линдину яйцеклетку.
В этот момент зал неизменно взрывается овацией. Но эти бурные аплодисменты — не столько знак признания творческих успехов Гаспара Ноэ, сколько жест облегчения.
ДМТ-трип (как утверждается в фильме — аналогичный предсмертным ощущениям) обычно длится около шести минут, но Ноэ выдаивает из него трехчасовую эпопею, усиленную психоделической компграфикой и атакой разноцветных стробоскопов. Cюжет, мягко говоря, рыхловат, главным событием фильма кажется несчастный случай с родителями маленьких Оскара и Линды — автокатастрофу, в которой погибли взрослые, показывают раза четыре; тема потери матери, отнятия от груди, вброшенности в недобрый мир склоняется тут на все лады. Осколки стилизованных под домашнюю кинохронику воспоминаний перемешаны с нервными, снятыми в принципиальном расфокусе (та же манера, что и в «Необратимости») сценами малоприятной жизни токийского полусвета. Сделано это явно с умыслом: такая каша — не просто каша, а имитация характерного наркотического взгляда внутрь. Этот взгляд одинаково беспощаден и к сюжетной структуре, и человеку вообще. Вместо связной истории и внятной биографии он видит только ошметки эмоций, плавающих в безвоздушном пространстве той пустоты, о которой так много говорят буддисты. Увы, путей выхода Ноэ не предлагает. Заурядный герой фильма выбирает новое рождение, поэтому никаких выводов из его трипа нам тоже не полагается. Кроме разве что такого: все лучшее в этой жизни похоже на мамину сисю. Да-да, и хорошо свернутый косяк тоже!
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.