От чего зависит механика и логика сетевых наград - и в чем их отличие, к примеру, от литературных или кинопремий? Конечно, везде все проходит по-разному, но по какому-то негласному распорядку большие музыкальные премии редко достаются совсем зеленым исполнителям. А вот книжку дебютанта, если она хороша, вполне могут отметить каким-нибудь увесистым призом. И на киносмотрах премии нередко уходят относительно неизвестным режиссерам. Так получилось, например, с Мариам Петросян, написавшей книгу «Дом, в котором…» фактически для себя и вдруг получившей читательский приз «Большой книги», а недавно - еще и «Русскую премию». Заслуженно. Так вышло с фильмом «Как я провел прошлым летом» Алексея Попогребского, отмеченного в Берлине сразу тремя «медведями». Можно предположить, что в обоих случаях жюри действительно оценивало художественные стороны этих произведений. Во всяком случае, ни о какой премиальной инерции или тем более о политических мотивах здесь говорить не приходится. Но что заставило судей международного смотра блогов The BOBs - Deutsche Welle Weblog Awards отметить сразу три русскоязычных интернет-дневника в числе лучших?
Популярность блогов-победителей? Безусловно. Такие блогеры, как Илья Кабанов давно переросли дневниковый формат и воспринимаются как еще одно СМИ (не всегда многотиражное), в данном случае - развлекательное. К ним заходят не для того, чтобы узнать, что происходит в жизни их автора, а за новостями и темами, которые потом можно будет обсудить со знакомыми.
Это нормально - отдельные блоги заставляют телевидение и радио подвинуться и аккумулируют собственную специфическую аудиторию, для которой они фактически становятся суррогатом «зомбоящика».
Содержание? Мы знаем, что в самых популярных блогах часто контент создается не владельцем аккаунта, а комментаторами. Такие дневники - скорее психотерапевтический, чем информационный ресурс и их пока еще не принято награждать премиями. Да и в упомянутых блогах-СМИ содержание часто бывает не оригинальным, а скопированным из других источников. Говорить же о какой-то миссии Интернет-дневника в циничном рунете вообще всегда считалось дурным тоном. До последнего времени.
Лучший видеоблог по мнению жюри The BOBs - первый популярный русскоязычный дневник (со времен, пожалуй, дневников деятелей Серебряного века), автор которого берет на себя так много. Mr. Freeman, как он (или они) себя называет, планирует при помощи своих постов-мультиков ни много, ни мало привести людей к истине. Так он, по крайней мере, говорит в интервью. И, что самое любопытное, огромное количество людей готовы к этому нелегкому пути. И с интересом выслушивают мудрости, изрекаемые мистером Фриманом.
Технически видеопосты жж-пользователя mr-free-man - это короткие черно-белые flash-анимационные ролики. В каждом из них схематично нарисованный человечек mr. freeman хорошо поставленным голосом озвучивает какую-нибудь неумирающую истину: «жизнь коротка», «потребление подменяет личность», «телевизор - это глобальная помойка». Если текст роликов написан для, мягко говоря, неискушенного ума, то визуальная часть выполнена, хоть и нарочито примитивно, но профессионально и с некоторым вкусом. Больше того, в монтаже, постоянных перевоплощениях черно-белого человечка, в возникающих на мгновение деталях, по всей видимости, скрывается дополнительный смысл, пока еще не вполне нам очевидный. Автор (или авторы) видеообращений мистера Фримана неплохо ориентируется в кино, более или менее знаком с каббалой и в состоянии верно написать санскритские буквы. Вместе с поучительным тоном героя, этот антураж, видимо, должен создавать впечатление, будто человек, стоящий за Фриманом действительно что-то знает. Что-то, очень важное для всех нас.
Дотошные жж-юзеры уже определили: в каждом ролике спрятана зашифрованная картинка - 25-й кадр. Собрав все эти кадры вместе (для этого нужно будет посмотреть все посты Фримана, включая еще ненаписанные) можно будет узнать что-то, связанное с грядущим в 2012 году Апокалипсисом.
То, что этот проект (а блог мистера Фримана - это, безусловно, проект) добился популярности в рунете, на самом деле еще интересней, чем то, что немецкое радио наградило его своей премией. Черно-белого человечка из клипа уже пародируют, перерисовывают, делают игрушки и граффити с его изображением. Какой-то отчаянный человек даже вытатуировал Фримана на своей ноге. Еще больше тех, кто пытается понять, что Фриман хотел сказать в своих мультиках и главное - кто он? По поводу личности создателя видеоблога называлось много разных версий, косвенное участие в проекте приписывали даже Тимуру Бекмамбетову и Евгению Чичваркину. Вполне вероятно, что к мистеру Фриману имеет отношение известная студия Лебедева и актер и психолог Вадим Демчог. Впрочем, точной информации у нас все равно пока нет, поэтому шут с ним, с автором.
Гораздо важнее, кто эти люди, которые добровольно и неоднократно пересматривают ролики мистера Фримана, пытаясь понять, что же все это значит. Очевидно, что большинство из них - старшие школьники и студенты, основная аудитория для разного рода бунтарских и вольнодумных проектов. Появление Фримана со всей очевидностью показало, что в России такая сила есть и она вполне активна, даже если эта активность сейчас почти полностью переместилась в сеть. То, что у блога mr-free-man.livejournal.com на этот момент почти 12 тысяч читателей значит, что сейчас, как и десять лет назад, когда на интеллектуальном Олимпе с точно такой же программой единолично восседал Пелевин (которого тоже считают причастным с созданию мистера Фримана, но сам человечек утверждает, что писатель был только его предшественником), уровень цинизма у публики достиг определенной точки и пошел на убыль. Многие все-таки хотят разобраться в том, что происходит. В глобальном, жизненном смысле. Первый ролик Фримана и первый видеопост предваряется словами «Буквально на днях я осознал себя, оценил мир, который находится вокруг и больше не могу молчать... Да услышит меня, имеющий уши, да узрит меня, имеющий очи!». Сколько было таких постов (и гораздо более искренних) за время существования Живого Журнала?
Но сейчас тысячи людей подвел естественный и надежно работавший до сих пор иммунитет рунета, выражающийся во фразе, «еще один в Интернете все понял». Многим из них действительно стало интересно, что же этот мультперсонаж с хорошо интонированной речью и качественным видеорядом такого понял.
Как человек с религиоведческим образованием, я могу сказать точно, что минимальная школьная программа по истории религий (именно так, во множественном числе) купирует эффект и мистера Фримана, и Пелевина, и даже фильма «Бойцовский клуб» в разы. То, что первоапрельское нововведение в наших школах такого рода курсов, как сообщают коллеги, скорее всего можно считать неудачным, конечно, безрадостно. Я, как и большинство из нас, абсолютно против закамуфлированных миссионерских кружков при начальных классах.
Но это не отменяет необходимости знать принцип действия религиозных процессов. Всеми, а не только верующими и учеными. Иначе эти процессы в неочевидной и плохо управляемой форме будут проявляться в совершенно светской жизни. Порождать ксенофобию, обскурантизм и доверие примитивной политической риторике. Мистер Фриман, скорее всего - только игра, результатом которой будет какое-то количество проданных сувениров. Но представьте: был такой чрезвычайно талантливый (и чрезвычайно бессовестный в своем антисемитизме) писатель Василий Розанов. Его книжки сейчас свободно продаются (и пусть себе продаются), и никому они не мешают. Но что, если бы он завел видеоблог? Не тематический, а, так сказать, познавательный?
Так что, пока у нас не установилась эра всеобщего благоденствия, может, тотальный скептицизм это не такой уж и плохой вариант.
«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.
Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»