Театр им. Пушкина
22.03.2010 | Театр
Вокруг слона«Босиком по парку» на сцене Театра имени Пушкина
Евгений Писарев поставил в Театре имени Пушкина комедию Нила Саймона «Босиком по парку». Те, кому все имена и названия в этой фразе известны, могут дальше не читать, ничего нового я им не скажу. Объясняю для остальных.
Нил Саймон -- один из самых знаменитых американских коммерческих драматургов, он начинал в 50-е, сочиняя скетчи для телешоу вместе с Вуди Алленом и Мэлом Бруксом, потом взялся писать пьесы, которые тут же пожаром пошли по Бродвею и стали брать драматургические премии одна за другой. Одной из первых таких пьес и была «Босиком по парку» -- в жанре, который теперь принято называть «романтическая комедия». Шел 1963 год, жанр этот еще не был так скомпрометирован, как сейчас, и слава Саймона, мастера легких ироничных диалогов, тут же взлетела до небес. К тому же через четыре года по этой пьесе вышел фильм с молодыми Робертом Редфордом и Джейн Фондой в ролях очаровательных молодоженов -- «правильного» начинающего адвоката Пола и взбалмошной Кори. И тут уже умилились все те, кто не видел спектакля. Еще через два года по следующей популярной бродвейской пьесе Саймона «Милая Чарити», перепевающей сюжет «Ночей Кабирии», поставит киномюзикл Боб Фосс, и это будет его режиссерский дебют.
Теперь о Евгении Писареве. Хороший актер, в 90-х начинавший в Театре имени Пушкина, в последние несколько лет практически полностью переключился на режиссуру. С тех пор как поставленная им в пушкинском театре смешная и дурацкая комедия положений «Одолжите тенора» оказалась хитом, Писарева стали считать специалистом по коммерческим постановкам, умеющим нехалтурно и даже по-своему стильно ставить бульварную драматургию. Понятно, что такой режиссер для директоров театров -- настоящий клад, и теперь за него Театр Пушкина спорит с МХТ, хвастающим писаревскими бестселлерами -- леденцово-яркими «Примадоннами», сувенирно-английским «Пиквикским клубом» и похожим на гигантский торт «Коньком-Горбунком».
Почему актер, любящий играть интересные роли, в качестве постановщика выбирает только безмозглые сюжеты, судить не берусь, ясно, что это выбор осознанный, и Писарев исправно рассказывает в интервью, что мелкость этих пьес ему известна, что он хочет порадовать зрителя, что сам всегда любил такое смотреть и что он «бесконцептуальный режиссер». Ну и стало быть, его постановки следует рассматривать только внутри этих критериев и судить режиссера «по законам, им самим над собою признанным».
С этих позиций «Босиком по парку» находится вполне на своем месте. В этом спектакле нет каких-то невероятных претензий и бешеных постановочных денег, которые буквально душили работы Писарева в МХТ. Относительно скромный спектакль по Саймону с неизменной декорацией и четырьмя актерами конечно же будет иметь успех, как беспроигрышны все романтические комедии, особенно с легким, живым диалогом, ностальгической музыкой и костюмами в духе 70-х. Конечно, было бы лучше, если бы актеры играли чуть мягче и лиричнее, а не так фарсово, и хорошенькая Анна Бегунова в роли экзальтированной Кори была бы больше похожа на нормальную девушку, а не верещала все время голосом ожившей Барби. Но, бог знает, может, после премьерного мандража она и придет в норму. Да, честно говоря, и Александр Арсентьев в роли правильного мальчика, начинающего юриста Пола, мечтающего получить свое первое дело, смотрится странновато. Он, конечно, хороший артист и красивый мужчина, но выглядит, безусловно, не как юный молодожен, живущий в крошечной мансардной квартирке с дырявой крышей, а как шикарный преуспевающий адвокат. Но опять же вторым исполнителем этой роли значится молодой Владимир Жеребцов, и, вероятно, он в этой роли будет более правдоподобен.
Как бы то ни было, публика, любящая развлекательный театр такого рода, с легкостью простит режиссеру все.
Простит за красоты финальной сцены, когда Кори, забывшая все ссоры с мужем, лезет спасать его, напившегося от расстройства, на стеклянную крышу. Так мы и видим их, красиво лежащих на стеклянном скате крыши, держась за руки, по обе стороны от злосчастной дырки, а над ними по голубому небу плывет разовый индийский слон -- привет второстепенному сюжету, где мама героини (Ирина Бякова) находит свое счастье с немолодым хипповствующим соседом молодоженов (Андрей Соколов). Ну и конечно, все оценят развеселый индийский финал, где герои, одетые во что-то ослепительно яркое, с гирляндами цветов на шеях и точками во лбах, будут плясать вокруг выехавшего на сцену расписного слона.
Софья Толстая в спектакле - уставшая и потерянная женщина, поглощенная тенью славы своего мужа. Они живут с Львом в одном доме, однако она скучает по мужу, будто он уже где-то далеко. Великий Толстой ни разу не появляется и на сцене - мы слышим только его голос.
Вы садитесь в машину времени и переноситесь на окраину Екатеринбурга под конец прошлого тысячелетия. Атмосфера угрюмой периферии города, когда в стране раздрай (да и в головах людей тоже), а на календаре конец 90-х годов передается и за счет вида артистов: кожаные куртки, шапки-формовки, свитера, как у Бодрова, и обстановки в квартире-библиотеке-троллейбусе, и синтового саундтрека от дуэта Stolen loops.