Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

22.12.2009 | Театр

В Дели! В Дели!

В Молодежном театре сыграли три истории из офисной жизни

Предсказать это было невозможно, но идея Алексея Бородина «запустить» в Молодежный театр юных режиссеров – учеников Сергея Женовача – оказалась поразительно удачной. В начале сезона сыграли две прелестные детские сказки – «Как кот гулял, где ему вздумается» норвежки Сигрид Стрем Рейбо и «Почти взаправду» Екатерины Половцевой. Теперь играют уже спектакль для взрослых в «ночном проекте» РАМТа – «Под давлением 1-3» в тонкой и точной постановке Егора Перегудова. До Нового года обещают еще две «молодые» премьеры и театралы заранее приготовились получать удовольствие. Конечно, всегда опасно возлагать чрезмерные надежды на начинающих, - всего-то старшекурсников, - но соблазн в нынешнем режиссерском вакууме вдруг увидеть  дружно стартовавшее новое талантливое поколение, слишком велик, чтобы на него не поддаться.

Пьеса «Под давлением 1-3» написана одним из самых известных немецких авторов сегодняшней «новой драмы», его «Арабскую ночь», смешавшую реальность сегодняшней Германии с восточными снами, в Москве независимые труппы ставили не раз, в одной из постановок участвовала и Нелли Уварова, играющая в новом спектакле Молодежного. Пьесу «Под давлением», за которую семь лет назад австрийские критики дали сорокалетнему Роланду Шиммельпфеннингу престижную премию Нестроя, Петр Розенфельд перевел специально для постановки в РАМТе.

Эта пьеса построена на набирающей все большую популярность и актуальность для больших городов «офисной» теме -  три короткие истории, произошедшие в небоскребе одной гигантской корпорации. Офис, как метафора подавления, лицемерия, пустых амбиций и т.д., для нашего театра не в новинку: уже был и «Манагер» в Театре.doc, и «Оffис» в пушкинском театре. Нельзя сказать, что сегодня «Под давлением» открывает в этом сюжете какие-то новые горизонты, но пьеса эта действительно лихо и умно написана. Пожалуй, в ней все слишком договорено и ясно, как в газетной статье, но зато высказывание это яркое и убедительное.

Здесь три истории «на двоих», все три происходят на достаточно высоких властных уровнях этой корпорации, все три про карьерную борьбу, но при этом первая – о ревности, вторая – о любви, третья – о молодости и старости. Сцена выглядит как боксерский ринг (художник Анна Федорова), веревки ограждения натянуты между четырьмя углами: бойлер, принтер, компьютер, кофе-машина (признаться, метафора весьма избитая, но уж ладно). Те, кто не участвуют в действии, сидят рядом на «скамейке запасных». Все это играется в малом пространстве – и зрители, и актеры сидят на сцене.

Первая история о женщинах. 35-летняя Ангелика – владелица корпорации, живущая с главой своего бизнеса, неким Крамером (о котором в этом спектакле все время говорят, но он так и не появится). Делающая стремительную карьеру 28-летняя Сабина – жесткий, талантливый и амбициозный руководитель. Пьеса построена, как чередование диалогов-боев и исповедальных монологов «в сторону», из которых мы и понимаем существо дела. Ангелику Нелли Уварова играет невероятно привлекательной и умной женщиной, потерявшей самоконтроль от ревности – она уверена, что Сабина (Мария Рыщенкова) делает карьеру оттого, что спит с Крамером.  А молодой женщине, измученной одиночеством, так сладостны такие предположения, что хоть эта неправда и грозит ей увольнением, она не желает ее отрицать. Монологи-признания демонстрируют, что женщины похожи, как близнецы, все те же привычки, те же комплексы, маскирующиеся под властностью, страх перед людьми и презрение к ним, неуверенность в собственных женских достоинствах. Они могли бы быть подругами и поддерживать друг друга, но корпоративные правила – даже не те, что написаны, а те, которые люди устанавливают сами для себя -  никогда этого не позволят.

Вторая история – о мужчине и женщине, о несостоявшейся любви. Казалось бы, самоуверенные и успешные красавцы Патриция (Рамиля Искандер) и Роберт (Степан Морозов) созданы друг для друга, они и сами это знают, хоть и говорят на корявом языке бизнеса: «мы оба подвижны, компетентны, инновативны». После безымянного и ошеломительного секса на корпоративной вечеринке, они ищут друг друга по всему мегаполису-небоскребу, но позвонить ни один не решается из-за амбиций. К тому времени, когда Крамер их сведет вместе для совместной работы, обида из-за несостоявшейся любви выльется в яростное служебное соперничество и даже обернется предательством. Сюжет этого притяжения-отталкивания, полный чувственности и напоминающий сказку о цапле и журавле, дополнен еще одним мотивом, связанным с мечтой о какой-то нездешней особенно прекрасной жизни.

В русской литературе такой мотив обычно называют чеховским «В Москву! В Москву!». В немецкой реальности Шиммельпфеннинга он разделяется на два. «В Нью-Йорк! В Нью-Йорк!» мечтает амбициозная Патриция, которой где-то там, в районе Централ Парка чудится рай, куда приводит состоявшаяся карьера, где ждет подходящий мужчина и родится ребенок. А вторая мечта спектакля – «В Дели!». Возглавить далекое индийское представительство корпорации желала в первой истории Сабина,  в третьей истории на тот же пост претендуют шестидесяти-с–лишним летний начальник отдела Ганс (Андрей Бажин) и его подчиненный Франк (Александр Гришин).

Все в этом спектакле одиноки – немолодой вдовец не может уснуть в большом пустом доме и без конца занимается на тренажерах, придумав себе мнимое назначение в волшебный и экзотический город Дели, где нет старости. А молодой Франк, все вечера одиноко просиживающий перед компьютером с пиццей и пивом, играя в  управление самолетом и давая имена девушкам с порно сайтов, представляет себе Дели, как место свободы и любви, где он встретит свою загадочную Наташу. И два индийских музыканта, сопровождающих спектакль ненавязчивыми ориентальными звуками, дополняют это ощущение далекого и прекрасного востока.

Три печальные офисные истории, чисто и обаятельно сыгранные актерами РАМТа, заключены в рамку из монологов офисных охранников Генриха (Олег Зима) и Марии (Татьяна Шатилова). Людей простоватых, но вполне счастливых, не боящихся искреннего общения, не соперничающих по службе и знающих всему истинную цену. Конечно, такой расклад выглядит явным упрощением – сами по себе простодушие и  служебное дно счастья не обещают, - но на спектакле об этом не задумываешься. Уж очень хочется, чтобы хотя бы кто-нибудь в нем был счастлив.  Впрочем, отсутствие счастья у всех прочих героев «Под давлением» не создает депрессивного настроения – артисты здесь легки и точны, а само действие идет в  хорошем темпе, с внятной иронией и отстраненностью, которые так идут несколько рассудочной современной драме.



Источник: "Время новостей",18.12.2009 ,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
23.02.2022
Театр

Толстой: великий русский бренд

Софья Толстая в спектакле - уставшая и потерянная женщина, поглощенная тенью славы своего мужа. Они живут с Львом в одном доме, однако она скучает по мужу, будто он уже где-то далеко. Великий Толстой ни разу не появляется и на сцене - мы слышим только его голос.

Стенгазета
14.02.2022
Театр

«Петровы в гриппе»: инструкция к просмотру

Вы садитесь в машину времени и переноситесь на окраину Екатеринбурга под конец прошлого тысячелетия. Атмосфера угрюмой периферии города, когда в стране раздрай (да и в головах людей тоже), а на календаре конец 90-х годов передается и за счет вида артистов: кожаные куртки, шапки-формовки, свитера, как у Бодрова, и обстановки в квартире-библиотеке-троллейбусе, и синтового саундтрека от дуэта Stolen loops.