Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

14.12.2009 | Кино

Учебное пособие по пацифизму

По масштабу визуальных свершений «Аватар» сегодня — это примерно то же самое, что «Звездные войны» в 1977 году

Далекое будущее. Полностью исчерпавшие ресурсы земляне пытаются колонизировать симпатичную планету Пандору — там полно полезных ископаемых.

На планете кипит жизнь, бегают всякие динозавры и мегатерии, есть и цивилизация — н’ави, четырехметровые прямоходящие гуманоиды синего цвета, похожие на помесь кошек и героев «Безумного спецназа».

Застрелив дичь на обед, они говорят обеду «спасибо», молятся матери-природе, подключаются к экологически правильному древесному интернету.

Еще аборигены любят гулять среди флуоресцентной растительности, распугивая медуз (постановщик и режиссер явно пересмотрели «Принцессу Мононоке» и «Навсикаю из Долины ветров»), и плевать хотели на подачки землян. Чтобы выяснить слабые места человекокотов, военные посылают к ним шпиона — полупарализованного десантника Джейка Салли, мозг которого подключен к искусственно выращенному аборигенному телу — аватару. За обещанные протезы Салли внедряется в племя, живущее в кроне гигантского дерева (жизни, очевидно), полчаса разыгрывает «Обитаемый остров» — то есть тупит, не врубается и держится как столичный пижон, попавший в собственную галлюцинацию. Потом вдруг доходит до сути и приступает к «Танцам с волками».

Если не брать в расчет историю создания фильма (опередивший свое время лет на пять замысел! возвращение Мастера! 230 миллионов! хайп с 2005 года! новейшие 3D-камеры и средства для оцифровки актеров!), то «Аватар», честно, покажется прекрасной развлекательной кинокартиной для школьников (кому еще удастся раз 20 сбегать в кино вместо уроков). Камеры снимают как надо, цифровалки цифруют замечательно, искусственные леса зеленеют, экзотические твари разевают пасти, а в лицах н’ави мимика живых актеров занятно смешивается с мимикой котиков. В общем, по масштабу визуальных свершений «Аватар» сегодня — это примерно то же самое, что «Звездные войны» в 1977 году. Смотрится он даже не менее увлекательно, хотя никаким новаторством в сфере рассказывания историй тут и не пахнет.

Говоря проще, сценарий «Аватара» — консервативен до обыденности, это — базовый, универсальный сюжет и временами ощущение от него — как от романов Сорокина: то есть все настолько просто, что временами в этих схемах начинает мерцать дао.

Но на уровень события, будем честными, все это вытягивают в первую очередь феерические пейзажи с мухоморами и динозаврами. Ничего плохого туда, конечно, не положено — Кэмерон позаимствовал у разных хороших сказок и фильмов (см. выше) самые эффектные, проверенные моменты, смонтировав из них нечто гладкое, похожее на все сразу. Да, местами кино не срослось — победная атака слонопотамов на БМП — это уже чересчур, да и вообще экогуманоиды слишком напоминают гоанских трансеров, но на то оно и фантастика. Ясельный уровень диалогов можно списать на плохое знание десантником местного языка. Отсутствие у аборигенов намека на гениталии (любовные сцены как раз есть) — на детсадовский рейтинг PG-13. Это все понятно, но некоторый осадок разочарования остается — стоило 13 лет копить силы, чтобы потом выступить с учебным пособием по пацифизму и любви к природе.

Понятно почему так вышло — последние 10 лет голливудские продюсеры, жонглирующие миллионными (и все возрастающими) сюжетами дико боятся всего нового, ведь оно сопряжено с риском.

Так что уж выбирайте — либо психоделические цифровые джунгли, либо сценарные эксперименты.

Вдобавок, повсеместно модная нью-эйдж философия, в которую ударился Кэмерон, сама не терпит сложностей: это нефтеперерабатывающий завод устроен непросто, а травка и листок — чего в них понимать? Ими надо любоваться!



Источник: TimeOut, 25.11.2009 ,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.