Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

12.09.2009 | Кино

Банка с пауками

"Район № 9" в прокате

«Район № 9» – фантастика, спродюсированная Питером Джексоном и поставленная дебютантом Нилом Бломкампом. Авторы, кажется, нашли точку соприкосновения реальности и фантастики.

Когда на землю приземлилась армия инопланетян, они оказались хотя и достаточно опасными, но крайне ленивыми существами. Никакой инопланетный разум ими не управлял, и поэтому его функции решили взять на себя люди: поселили жукообразных существ в резервации в Йоханнесбурге, где они стали обитать в трущобах, питаться кошачьими консервами и отдавать за них свое супермощное оружие местным чернокожим барыгам. Для контроля зеленых стрекочущих существ создали специальную организацию.

Ее сотрудник, усатый обыватель, в меру трусливый, в меру восторженный, по имени Викус ван де Мерве взялся организовать выселение инопланетян из гетто в концлагеря. И в одной из трущоб сунул нос в попавшуюся на глаза пробирку.

После чего очень быстро сам стал превращаться в инопланетянина.

Трудно сказать, кто тут действительно сыграл главную роль – Джексон или Бломкамп. Да и не так это важно. «Район» сделан просто до невероятного гладко: каждая деталь здесь продумана до молекулы, и никакого ощущения механистичности это не оставляет. И подкупает в первую очередь то, как разработан каждый характер. Здесь соблюдены все законы жанра, но при этом – вывернуты наизнанку. Главный герой, согласно всем канонам, становится в последние 20 минут главным супергероем. Только ненадолго, и лохом от этого быть не перестает. Да чего там?! Инопланетяне даже здесь вышли далеко за рамки милых воркующих чудиков – есть среди них и барбосы в розовых лифчиках, писающие по углам, и крикуны, лезущие на рожон, и утонченные интеллигенты.

Бломкамп медленно наводит оптику, принимает серьезный тон. Первые полчаса фильма смотрятся вовсе как уморительная комедия – с гэгами про наркоторговцев, толкающих пришельцам «Чаппи», откровенными аллюзиями с бытом гастарбайтеров и всем тем фонтаном шуток, к которым стилизация под документальный фильм располагает.

Но в тот момент, когда юмор уже доходит до уровня пояса (отравившийся инопланетной заразой Викус мучается поносом), все переворачивается, радостный галоп сменяется на тихий ход, оптика наводится на главного героя, улетучивается стилизация под документалистику, а тон становится – серьезнее некуда.

Кажется, со времен фильма «Дитя человеческое» Алфонсо Куарона фантастика не была настолько реальной и избавленной от какого бы то ни было остранения или обобщения. Но в «Районе» между футуристической фантастикой и реальностью вовсе ставится знак равенства. Будущее не просто уже началось – оно чуть ли не позади, на что Джексон с Бломкампом намекают постоянными перебивками в виде интервью с мнимыми участниками событий. Уже лет десять, со времен «Матрицы», любое фантастическое кино так или иначе занято поисками точек соприкосновения фантастики и реальности. И, как это ни громко звучит, эту точку в «Районе» Бломкамп нашел. И пусть она крайне очевидна – просто размывание границ, – талантливый, техничный и ловкий режиссер, каковым, несмотря на отсутствие опыта, Бломкамп и является, легко может ее возвести в абсолют.



Источник: "Независимая газета", 17.08.2009,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.