Возможно, что громкий конфликт между редакцией журнала «Искусство кино» и Союзом кинематографистов РФ будет снят -- исполнительный директор СК РФ Тонких В.И. приедет в редакцию, чтобы каким-то образом уладить вопрос о помещении, которое с 1963 года занимает журнал. Будет ли предложено редакции выехать, изменить арендное соглашение или возникнет какой-то третий вариант, пока сказать трудно.
Однако что-то мешает предполагать, что речь идет просто о выяснении отношений между владельцем помещения и его задолжавшим арендатором. Напомним, в пятницу, 29 мая, главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей получил письмо за подписью председателя СК РФ Никиты Михалкова с уведомлением о дате окончания аренды и предложением к 1 июня освободить помещение. Никаких других сведений или предложений в письме не было.
Теперь об истории вопроса.
Журнал «Искусство кино» учрежден в советское время, тогда его выпускал «Киноцентр», но с 1993 года, когда журнал обрел самостоятельное юридическое лицо, его учредителями стали Министерство культуры РФ, Союз кинематографистов РФ и редакция журнала. Задачей редакции является создание контента и выпуск 12 номеров в год. Государство в лице Минкульта оказывало финансовую поддержку, правда, неуклонно уменьшающуюся, с 90% когда-то до 27% сейчас. Журнал, выпуск которого стоит 8,5 млн руб. в год, получает от государства 2,4 млн, и за этот год эта сумма пока не поступила.
Союз кинематографистов в качестве учредителя предоставлял бесплатно помещение -- 300 кв. метров плюс подвал, который в 1995 году был с боем отвоеван у «Киноцентра» и передан в собственность союзу как раз Даниилом Дондуреем. Часть помещения и подвал сдаются в аренду пяти различным организациям, и на деньги от аренды плюс грант от Минкульта журнал и существовал. До июня прошлого года. Тогда учредитель, то есть СК РФ предложил журналу платить за помещение, поскольку получает же редакция деньги за субаренду. Ведь занимает она четверть помещения, по сути, бесплатно. Договор был заключен на 11 месяцев. Редакция сдавала излишки площади за 7 тыс. долл. в месяц, а СК получал по 10 тыс. (то есть всего 3 млн 600 тыс. в год) -- таковы условия аренды, выдвинутые функционерами союза и принятые редакцией. Но в этом году бюджетные деньги в срок никому не заплатили, и журнал, уже издающийся исключительно за счет привлеченных спонсоров, задержал выплату "квартплаты" союзу. Долг составил 1 млн 200 тыс. руб., и редакция надеялась заплатить после получения гранта (2 млн 400 тыс.) в июне, о чем СК был поставлен в известность. Однако тут пришло письмо с требованием освободить помещение.
После того как этот факт получил огласку, Никита Михалков назвал сообщения о выселении журнала нелепыми... «Я никого не заселяю и не выселяю -- у меня как у председателя Союза кинематографистов России в соответствии с уставом совершенно другие функции. В СК РФ есть люди, которые уполномочены решать вопросы, связанные с имуществом союза. И если есть нарушения, то их необходимо исправить и привести в соответствие с законом", -- сказал он РИА Новости.
Люди, которые занимаются в СК РФ этими вопросами, тоже о выселении впрямую не говорили. Как сообщил РИА Новости оргсекретарь СК РФ Михаил Калинин, в 2008 году в соответствии с решением секретариата союза с руководством "Искусства кино" был заключен договор аренды на один год. "Журнал был обязан платить СК РФ 3 млн руб. за указанный период. 1 июня срок действия договора заканчивается. СК РФ не может на невыгодных для союза условиях сдавать свои помещения. Необходим новый договор, и в течение двух недель, предположительно, будет найдено оптимальное решение".
Почему тогда пришло письмо с предложением немедленно освободить помещение? Кто его отправил и кто его подписал за Михалкова?
Вопрос об аренде помещения журналом «Искусство кино» был поднят Никитой Михалковым еще на собрании в Гостином дворе, где он обвинил редакцию в чем-то, не вполне ясном: "Здание (редакции журнала "Искусство кино") получено в полную собственную аренду, но беспроцентную, бесплатную, -- сказал он журналистам. -- Это здание Союза кинематографистов. Это наше здание. Там находится журнал. Слава богу. Мне говорит Дондурей: "Не надо брать с нас ничего, мы погубим журнал". Ладно! Верю. Я привык верить и верю. Я не проверял этого никогда, потому что я верю, что это так. Но когда нам юристы выкатывают обвинение, что мы получаем наличные деньги с этого здания, а это здание, которое используется семью организациями по субаренде... А на декабрьском съезде один из инициаторов и духовных организаторов господин Дондурей устраивает из этого огромный спектакль и рассказывает о том, что наделал Михалков в союзе... Ребята, вы что, сумасшедшие, что ли?! Неужели вы думаете, что я приму на себя вот это?!"
Что именно Михалков не хочет «принимать на себя» (можно предположить, что он имеет в виду сдачу комнат в субаренду, деньги от которой редакция или Дондурей якобы берут себе, а обвиняют в этом его, Михалкова) и какие «нарушения использования журналом здания», «выявила аудиторская проверка», о результатах которой говорит Калинин и о которых неизвестно Дондурею, пока непонятно.
Непонятно также, какой вариант считают оптимальным нынешние руководители общественной организации «Союз кинематографистов РФ». Однако Музей кино до сих пор не имеет нормального здания -- непосредственно после их усилий защитить собственность союза от недобросовестной эксплуатации.
Журнал «Искусство кино» выходит с января 1931 года, является главным научным изданием по кино, едва ли не единственным изданием широкого гуманитарного профиля, регулярно анализирующим проблемы современного кино и телевидения, у него громадный и уникальный фотоархив. И в год по-прежнему выходит по 12 номеров. Пока деньги на это издание поступают от каналов ТНТ и «Домашний», от актрисы Татьяны Друбич, от других спонсоров, вот только Союз кинематографистов рассматривает журнал как коммерческое предприятие, которое должно приносить союзу доход. По закону и с соблюдением всех установленных правил, которые каким-то необъяснимым образом всегда работают в пользу только одной стороны.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.