США, 2008 г.
10.04.2009 | Кино
Музыка для мужикаВ прокат вышел фильм Даррена Аронофски "Рестлер" с Микки Рурком в главной роли
Пожалуй, ни одно возвращение актера на экран не было еще таким триумфальным - без малейшего преувеличения. К моменту выхода фильма на экраны все уже знали о нем все. Микки Рурк дважды появился на первом канале в прайм-тайм, встречался с зеками из "Бутырки", каждый его шаг документировали фотографы. С того самого момента, как актер получил "Золотого льва" в Венеции, и до сегодняшнего дня тянулся долгий и торжественный выход героя к публике.
Точно так же тянется оно и в самом фильме. Камера нарочно долго, минут десять, избегает фиксировать лицо рестлера Рэнди по кличке The Ram (что можно перевести и как "таран", и как "баран" - кому как больше нравится). Его скрывает капюшон, его мы видим только со спины, и только на десятой минуте лицо, знакомое каждому, появляется - искаженное показной яростью. Баран, как и Рурк, разменял пятый десяток. Как и Рурк, он когда-то был легендой и кумиром, о чем теперь напоминает только пластмассовая фигурка в пестром костюме, которая всегда стоит у него перед носом в машине. Но Баран, в отличие от Рурка, с глаз публики не скрылся, на вторые роли и камео даже не ушел. Продолжает биться на ринге с карикатурными противниками, вроде бородача с полным набором болячек - как и положено в рестлинге, чтобы публику это возбуждало и забавляло. То есть на грани игры и настоящей борьбы. Но возраст дает о себе знать, конечно - после очередного матча Баран сваливается с инфарктом.
Говорить в связи с "Рестлером" о ком-либо, кроме Микки Рурка никак не получается, даже если очень захотеть. Слишком уж эта роль похожа на него самого. Весь фильм - его бенефис.
Да и Даррен Аронофски, по сути, сводит здесь режиссуру лишь к достойному оформлению Рурка в роли Барана. Выстраивает уже упомянутое его явление перед любезной публикой, снимает героя вне ринга так, что он больше всего похож на бабушку (когда Рурк надевает очки на нос, и вовсе хочется расплакаться), не жалеет красок, чтобы показать забытого героя во всей его жалости - от его рыхлой задницы, снятой крупным планом, до вонючей берлоги с допотопной "сегой", которая уже и детям-то неинтересна. На ринге же режиссер наоборот - максимально эпично и торжественно подносит героя (финал и вовсе кажется какой-то цитатой из "Нибелунгов" Фрица Ланга). "Рестлера" чисто визуально не получается встроить в ряд фильмов о мужском спорте - даже с последней частью "Рокки", сюжетно, в общем, схожей с фильмом Аронофски. Он снят совсем иначе. Близок "Рестлер" разве что "Рокко и его братьям" Висконти - может прийти в голову даже шальная мысль, будто Баран - это своеобразная инкарнация героя Делона сорокалетней давности, разве что бокс сменен на рестлинг.
Да, Аронофски ловко и даже неожиданно элегантно выстраивает смыслы внутри фильма. Вначале Баран вытаскивает во время боя припрятанную бритвочку и, чтобы порадовать публику, рассекает себе лоб - публика от крови в восторге, думает, что это противник его так ловко треснул. Ближе к концу пенсионер-рестлер сбегает из магазина, где теперь вынужден торговать ветчиной и салатиками, проделав тот же трюк - порезав палец и измазав все вокруг кровищей. Весь фильм Барана противники дубасят чем попало по башке и спине - и табуретками, и столами, и оконными рамами - с него все как с гуся вода. Когда же родная дочь кидается в него подушками и тарелками - скрючивается и ноет.
Но все эти ухищрения, неожиданные по тонкости для Аронофски, остаются в рамках дизайна торжественного, под фанфары, выхода Рурка со второстепенных ролей обратно, на главные.
Если вспомнить его актерскую биографию - он всегда был сам по себе, его роли в драматургии фильмов выглядели вставными номерами - от залетного мотоциклиста из "Бойцовой рыбки" и продавшего душу дьяволу копа из "Сердца ангела" до уродца из "Города грехов" и стареющего бравого молодца из "Однажды в Мексике". Да, тут имеет значение и харизма, и обаяние, и попросту то, что Рурк - не актер по натуре своей, а герой. Он никогда ничего не играл, а обаятельно и органично существовал в фильмах. И "Рестлер" в его карьере - не перелом и не новая страница. Он играет то же (себя) и, соответственно, так же, как всегда. Другое дело, что все очень уж по этому рурковскому обаянию соскучились.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.