Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

01.03.2009 | Кино

Голливудский дебют Тома Тыквера

Режиссер загубил и без того не самую удачную драматургию

Сотрудник Интерпола с литературной фамилией Селинджер (Клайв Оуэн) теряет одного из своих агентов. Тот гибнет у него на глазах — по официальной версии, от инфаркта. Хотя по-настоящему, убит отравленной иголкой. Вместе с мудрой и миролюбивой напарницей (Наоми Уоттс), Селинджер начинает расследовать деятельность люксембургского банка, который стоит за, кажется, всеми преступными кланами, бюрократами, революционерами и вообще является цитаделью мирового зла.

Том Тыквер всегда считался хорошим жанровым режиссером. Хотя особых оснований для такой репутации у него не было: трудно сказать, что его самый известный фильм – «Беги, Лола, беги» – это жанровое кино. Скорее, Тыквер в нем сумел ловко замаскировать под остросюжетный фильм вдумчивую драму. В первую очередь - с помощью динамичного сюжета. И «Лола» будет, наверное, своеобразным дамокловым мечом для Тыквера: что бы он ни сделал, надежды, которые он подавал десять лет назад, не оправдаются и не рухнут. Если только режиссер не додумается снять покадровый римейк «Лолы».

«Интернэшнл» – первая работа Тыквера в Голливуде, и тут ему был предоставлен карт-бланш: говорить, что продюсеры тут в чем-то виноваты, никак нельзя. Здесь есть лучший жанровый актер Клайв Оуэн, у которого, кажется, плохих ролей вовсе нет; чувствительная и женственная Наоми Уоттс в главной женской роли; наконец, заправский обаятельный кинозлодей Армин Мюллер-Шталь (вспомните хотя бы его доброго русского дедушку-мафиози из «Порока на экспорт»). Жесткое требование, как всегда в Голливуде, тут одно: продемонстрировать выживаемость в жестких рамках, умение работать с готовой формой. И Тыквер его, в общем, продемонстрировал — жанр шпионского детектива режиссера не слопал с потрохами. Но тут Тыквер проделал, в общем, тот же фокус, что и с «Лолой». Только с меньшим мастерством и изворотливостью. Выдал за динамичный шпионский детектив самую абстрактную и туманную бесхребетную драму.

Страшное дело — режиссер Тыквер совершенно потерял способность держать ритм фильма. Сними он «Лолу» сейчас, она бы не бежала, а ползла, как улитка.

Динамика как будто Тыкверу не присуща от природы — он нарочно пробуксовывает, тянет отдельные моменты. «Интернэшнл» полон необязательностей и непонятностей. Количество ненужных красивых эпизодов тут зашкаливает: то герой Оуэна сует голову в таз со льдом (а действие это ничего не объясняется), то взгляды и вздохи растягиваются на минуты экранного времени... Там, где сам бог велел хотя бы один эпизод (кульминацию) сделать динамичным или хотя бы изобразить какое-то подобие напряжения, саспенса, Тыквер наоборот тормозит, буксует: в сцене перестрелки в музее Гуггенхайма то и дело отвлекается на экспозицию, на то, как красиво пули влетают в стены. Он нарочно не желает держать зрителя в напряжении: его тут ровно столько же, как в жизни аквариумных рыбок. Всем этим Тыквер губит и без того не самую удачную драматургию «Интернэшнла». Вместо того, чтобы вытягивать путаный, сбивчивый сюжет хотя бы динамикой и видимостью интриги — он нарочно любое напряжение сводит на нет.

Но это все даже не самое страшное: загубленные отличные актерские работы, убитый сюжет, зевающий зритель. Самое страшное — то, что всему этому Тыквер умудряется придать какое-то высокое концептуальное значение. Сюжет невнятный? А вы что хотели — мировая закулиса заметает следы. Шпионы такие — их фиг поймешь. И все выстрелы здесь производит вовсе не тот, кто стрелял, а кто-то третий. И понять, кто враг, кто друг, невозможно.

После всего этого становится ясно, что же так смущало и в «Лоле», и особенно в «Парфюмере»: смутное, но все отчетливо звучащее ощущение, что тебя пригласили в игру, а правил не объяснили. Вернее, с тобой играют в «дурака» по каким-то совершенно новым правилам. 



Источник: "Независимая газета",2009-02-25 ,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.