Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

31.12.2008 | Дети / Театр

Лучше на взрослое

Что делать, если хочется отвести детей в театр

Вот опять наступил момент, когда все мои знакомые родители с детьми, не вышедшими из школьного возраста, задают вопрос, в какой театр с ними пойти. И для тех, у кого детям 15, эта проблема не менее актуальна, чем для тех, у кого четырех- или восьмилетки, хотя для маленьких первые каникулярные дни пройдут в череде неизбежных елок. Поскольку на этот вопрос мне приходится отвечать постоянно, давайте уже наконец перестанем привязываться к каникулам и поговорим по существу.

Уверена: ходить с ребенком в театр во что бы то ни стало, лишь бы приобщить его к этому виду культурного досуга, не надо. Идти надо только на самое лучшее и совсем необязательно, чтобы оно было маркировано как детское. Так что если окажется, что ничего действительно стоящего в те каникулярные дни, когда у вас есть время, в театрах не идет, лучше сходите на каток.

И не обольщайтесь тем, что кажется, будто бы ребенок хорошее от плохого не отличает и от всего получает удовольствие. Я много и неразборчиво водила в театр свою дочь, пока она была маленькая и, казалось, радовалась всему. А потом лет в девять ребенок вдруг сказал жестко: «Я больше не пойду в твой театр, там все кричат». И в следующий раз я решилась ее отправить на спектакль только лет в 14 на что-то уже безусловно взрослое и заведомо прекрасное. С тех пор ей случается бывать в театре и даже получать от него удовольствие, но театр как вид искусства ей по-прежнему неинтересен. Это я к тому, что плохой театр небезвреден.

Теперь конкретнее. Очень не советую ходить во «взрослые» театры на детские представления. Ставятся они всегда по остаточному принципу, артисты утренники не любят и, зная, что никакой дежурный режиссер не встанет рано, чтобы их проверять, позволяют себе на сцене что угодно.

Анекдотов и фельетонов об утренниках существует огромное количество, и если вы не хотите, чтобы ваше чадо увидело все эти опухшие лица, тухлые глаза, сюжет, перекошенный от пропуска эпизодов, и бесконечную актерскую отсебятину, которой участники спектакля развлекают себя и коллег, -- не ходите. В советские времена каждое зрелищное учреждение обязано было иметь в репертуаре пару детских представлений, потом заставлять перестали, и утренники во «взрослых» театрах стали отмирать. Но в последние годы вдруг оказалось, что этот жанр становится неплохой статьей дохода, так что он потихоньку реанимируется. Этой весной один детский спектакль даже позиционировали как гвоздь сезона -- мюзикл «Конек-Горбунок» с текстами братьев Пресняковых и Кортнева в МХТ Евгений Писарев поставил как дорогое представление для всей семьи, ориентируясь на сегодняшние принципы полнометражной анимации: детям -- сюжет, взрослым -- шуточки. У этого шоу есть поклонники, но своего ребенка я бы на подобный спектакль-торт, по шуму и блеску напоминающий кремлевскую елку, не повела.

Другое дело -- детские театры, для которых утренник не идет по ведомству «непрофильных активов». Зато тут есть всегда опасность встретить пошлейшее сюсюканье и ряженых теток, говорящих преувеличенно звонкими и бодрыми «пионерскими» голосами. В Москве, правда, с этим получше, чем в провинции.

Из двух главных московских детских театров, пожалуй, для младшей публики больше приспособлен РАМТ. Тут обычно вполне доброкачественно ставят классику и «золотую серию» сентиментальных романов для девочек вроде «Полианны» или «Маленького лорда Фаунтлероя». А сейчас в РАМТе идет, на мой взгляд, лучший игровой спектакль в Москве, рассчитанный на детей 5--10 лет. Это «Сказки на всякий случай» -- милое представление по коротким сказкам Евгения Клюева, где молодые актеры с помощью цветных тряпок превращаются то в зверей, то в насекомых, а то и в предметы вроде ночного горшка или скрипучей двери.

Дети очень любят, когда играет молодежь, когда она веселится и валяет дурака, особенно на маленькой сцене, где хорошо видно каждого. Поэтому, я думаю, любопытного ребенка лет с десяти можно вести на такие постановки, даже если не сказано, что они для детей. Вот, например, юные выпускники РАТИ из Мастерской Олега Кудряшова залихватски, с трюками и музыкой играют смешные чеховские рассказики в Театре Наций (спектакль Никиты Гриншпуна называется «Шведская спичка»), они же веселятся в постановке Андрея Неделькина «Нос» в ТЮЗе. В «Студии театрального искусства» Сергея Женовача есть славный и с фантазией сочиненный спектакль Александра Коручекова по шекспировской комедии «Как вам это понравится», по этой же пьесе, превращенной Юлием Кимом в мюзикл, вот-вот выпустит премьеру «Сказка Арденнского леса» Петр Фоменко, и играть там будут совсем молодые стажеры театра.

Вообще всякие сказочные сюжеты с приключениями и узнаваниями у подростков всегда идут хорошо. Из таких премьер подойдет, например, костюмная пьеса Кальдерона «Спрятанный и закутанная» в ТЮЗе, и жаль, что в «Мастерской Фоменко» больше не идет шекспировская «Двенадцатая ночь» в постановке Евгения Каменьковича. Зато старый фоменковский спектакль «Волки и овцы» по Островскому с неотразимой парой Тюнина -- Степанов, да и вообще с прекрасными актерами до сих пор смотрится отлично и наверняка понравится старшекласснику. Как и другая комедия Островского -- «Правда -- хорошо, а счастье лучше» в постановке Женовача на сцене Малого театра, где Василий Бочкарев выделывает такое, что подростки будут падать со стульев со смеху. Впрочем, не только о развеселом репертуаре речь. Спектакль «Мальчики» с фрагментом из «Братьев Карамазовых» в Студии театрального искусства, я думаю, произведет впечатление на чувствительного подростка, даже если он еще не читал роман. А трехсерийный «Берег утопии» в РАМТе, где историю жизни русских писателей и революционеров окологерценовского круга нужно смотреть в течение целого дня, будет отличным театральным опытом для гуманитарно-ориентированного старшеклассника.

Но это все из разряда традиционного, игрового театра с актерами, а детям, мне кажется, нужно стараться побольше показывать необычного, это будит фантазию и не дает закоснеть.

В этом смысле лучший московский театр, куда необходимо вести детей, -- это театр «Тень», который поначалу числился по кукольному ведомству, а теперь все больше дрейфует в сторону экспериментального театра художника. Все, что делают Илья Эпельбаум и Майя Краснопольская в своем маленьком театре, -- и теневые представления, и кукольные, и с живыми актерами, драмы, оперы, балеты и разнообразные видеопроекты -- все это ни на что не похоже и в большинстве своем годится даже маленьким детям. Когда-то у них даже был «Гамлет» -- спектакль спектаклей, рассчитанный на четырехлеток, впервые пришедших в театр и пока боящихся, даже когда гасят свет. Причем фрагменты из «Гамлета» так же, как и из «Евгения Онегина» и пьес Чехова, там действительно были. Более всего «Тень» знаменита продолжающимся проектом «Лиликанский музей театральных идей», где в пышном барочном театре, умещающемся на столе, ставят 15-минутные спектакли знаменитые режиссеры, а немногочисленные «большие» зрители вынуждены заглядывать к крошечным лиликанцам в окна.

В «Лабораторию Дмитрия Крымова», играющую на сцене «Школы драматического искусства», толковых детей лет с 10--12 тоже надо сводить. Молодые актеры и художники тут играют в театр предметов, построенный на ассоциациях, и спектакли «Недосказки», «Донкий Хот» или «Демон. Вид сверху» могут потрясти воображение ребенка. Даже если он не поймет каких-то деталей, впечатление и увиденные картины останутся в его памяти надолго, может быть, навсегда. В том же театре веселый и изобретательный дайджест классических пьес "Optimus mundus" для 12 зрителей в постановке Арсения Эпельбаума станет для подростка настоящим приключением, о котором он будет потом взахлеб рассказывать всем друзьям. Так же, как и про представления бродячего Liquid-театра, где игровые и клоунские сценки в гаражном стиле соединяются с цирковыми трюками и огневым шоу под грохочущую музыку. Тут можно не беспокоиться, что ребенок чего-то не поймет -- у него проблем не будет, скорее уже вам весь этот набор номеров покажется несколько бессвязным.

Что касается кукольных театров, а они всегда шли первым номером в списке театров для детей, то в Москве с этим делом совсем плохо. Увидеть хорошие кукольные спектакли в столице можно разве что на фестивалях.

Российские -- на «Золотой маске» (по программам последнего года ясно, что в основном отечественные кукольники гнездятся в Питере), зарубежные -- на летнем «Гавроше» и осенней «Большой перемене». Там, кстати, можно увидеть и очень обаятельные привозные игровые спектакли. Теперь и по части театра для взрослых и для детей гастроли и фестивали -- это наше все. Вот, например, есть у французского культурного центра долгоиграющий проект «Другой театр из Франции», так на его камерные волшебные представления, соединяющие спектакли художников, кукольников, циркачей, танцовщиков и многих других, детей вести просто необходимо, хотя об этом нигде и не объявлялось. Ну и, конечно, море детского счастья ожидается будущим летом, когда перед нами вывалит свои богатства Чеховский фестиваль, в этом году посвященный новому цирку, то есть театру с волшебствами, и мы увидим самых крупных мировых звезд в этой области.

Ну а если вы хотите вести малыша в театр именно сейчас, не дожидаясь лета, то я даже не знаю, что вам и посоветовать. Был раньше в Москве в рождественские праздники фестиваль вертепов. Очень наивный, бесхитростный, часто любительский и одновременно трогательный, где было много домашних представлений с чудесными самодельными домиками-вертепами и детьми, вместе с мамой поющими рождественские гимны. Теперь этот фестиваль переехал в Коломну. Езжайте, пожалуй, туда.



Источник: "Время новостей", 29.12.2008,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
23.02.2022
Театр

Толстой: великий русский бренд

Софья Толстая в спектакле - уставшая и потерянная женщина, поглощенная тенью славы своего мужа. Они живут с Львом в одном доме, однако она скучает по мужу, будто он уже где-то далеко. Великий Толстой ни разу не появляется и на сцене - мы слышим только его голос.

Стенгазета
14.02.2022
Театр

«Петровы в гриппе»: инструкция к просмотру

Вы садитесь в машину времени и переноситесь на окраину Екатеринбурга под конец прошлого тысячелетия. Атмосфера угрюмой периферии города, когда в стране раздрай (да и в головах людей тоже), а на календаре конец 90-х годов передается и за счет вида артистов: кожаные куртки, шапки-формовки, свитера, как у Бодрова, и обстановки в квартире-библиотеке-троллейбусе, и синтового саундтрека от дуэта Stolen loops.