Россия
23.10.2005 | Кино
Свалившиеся с луныХроника неслучившегося
Мастерская подделка под журналистское расследование - «Первые на Луне» разоблачают секреты несуществующей советской космической программы покорения спутника Земли. Рассказывает якобы единственный оставшийся в живых член засекреченной команды космолетчиков Ханниф Фаттахов (молодого и старого его играют Отраднов и Славинин), показывают «архивы ФСБ», изготовленные в лабораториях Свердловской киностудии из крупиц реальной кинохроники и специально состаренных постановочных эпизодов.
Вкратце легенда такова: в начале 30-х гг. команда специально подобранных сверхлюдей (в числе которых - женщина и «человек-ядро») усиленно готовится к десанту на Луну. В это время сотни других засекреченных специалистов (от стахановцев до офицеров ГПУ) день и ночь бьются на стройке века, сооружая по чертежам конструктора Супруна (Осипов) циклопическую межпланетную ракету. И вот, наконец, волнующий момент запуска! Но через полчаса Земля теряет радиосвязь с болидом, главный конструктор пускается в бега, особисты в противогазах устраняют космонавтов-дублеров, а спустя 18 дней в чилийских Андах происходит падение НЛО с советским космонавтом на борту.
Кадры оптимистической хроники – смеющиеся пионеры у центрифуги, ошалевший утенок, только что «испытавший перегрузку в пять земных норм», — перемежаются шпионской съемкой частной жизни будущего экипажа. Вот космолетчик №1 Иван Харламов, выпив пива, бьет морды военному патрулю, космолетчик №2 Надежда Светлая прихорашивается у зеркала в театре, космолетчик №3 мартышка Дуська пытается сбежать из пыточного тренажера. Все это полно остроумных деталей и здорово – у Федорченко жанр «мокюментари» опрятен и чист от той болезненной сюрреалистической инферналии, которой так дорожили наши постановщики «документальных» фокусов в 1990-е («Конструктор красного цвета» Андрея И, «Два капитана – 2» Дебижева). К финалу, впрочем, зазеркальный юмор все же просачивается сквозь дымовую завесу оптимизма. Режиссер прячет концы в воду, неожиданно устраняя главного свидетеля: «Ханниф Иванович Фаттахов умер в своей мастерской во время съемок нашего фильма». Шутка смешная, но злая. Но, с другой стороны: КГБ, шпионы, опыты над животными, отравляющие газы, невесомость и репрессивная психиатрия — откуда тут взяться доброте и гуманизму? На Луне как на Луне.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.