Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

06.11.2008 | Архив "Итогов" / Просто так

С подтекстом

Спасибо безвестному редактору за чрезвычайно полезный термин

Все началось с семейного просмотра передачи "Белый попугай". Она как раз тогда переходила с ОРТ на РТР и по такому случаю решила провести "выездное заседание" в Риге. Анекдотов на этом заседании почти не рассказывали, зато говорили очень много комплиментов (что должно было демонстрировать восстановление трехсторонних культурных связей между Москвой, Ригой латышской и Ригой русской) и то и дело уступали микрофон местным поп-звездам.

Так вот, способ представления сих последних с лихвой окупил в моих глазах полчаса прайм-тайма, потраченные на это тоскливое зрелище. Когда на экране появилась первая дива с микрофоном, внизу возник субтитр: "Мария Наумова, певица".

Сначала это удивило. Понятно, когда таким образом представляют какого-нибудь эксперта по радиационной безопасности или исследователя доколумбовых цивилизаций Мезоамерики - трудно ожидать, что такой персонаж на глазах телезрителей сделает что-то, подтверждающее его профессионализм. А если даже и сделает - большинство зрителей просто не сможет этого оценить. И даже при представлении этой самой Марии Наумовой вполне можно было бы указать ее профессию, если бы предполагалось, что в кадре она будет заниматься чем-то другим - ну хоть те же анекдоты рассказывать.

Но представьте себе: идет репортаж со стадиона, в кадре крупным планом человек в форменной футболке, а внизу надпись "Зинедин Зидан, футболист"! Уж коль скоро госпожа Наумова будет тут сейчас петь, мы и сами оценим, можно ли ее считать певицей...

И вот тут меня осенило: а что, если в этом-то все и дело? Что, если без поясняющего субтитра мы никогда не догадаемся, что смотрим и слушаем певицу? Или не поверим? В самом деле, персонажи нашего телевидения постоянно занимаются совсем не тем, что считается их профессией. То президент оркестром дирижирует, то мэр футбольный мяч гоняет, то весь политический бомонд играет пушкинские пьесы... А тут сразу предупреждают: перед вами не любитель, а профессионал. Даже если в это и трудно поверить.

Говорят, что слава главного идеолога нынешнего "евразийства" Александра Дугина начиналась с того, что покойный Сергей Курехин, водя его с собой по тусовкам, представлял как "философа Дугина". Хотя никаких других оснований к тому не имелось, Дугин и сам в это поверил. Не надо сильно напрягаться, чтобы вспомнить имена "писателей с субтитрами", не опубликовавших ни одного законченного (не говоря уж сколько-нибудь художественного) произведения. Или "художников с субтитрами", никогда даже не пытавшихся что-нибудь нарисовать. Об "опытных руководителях-практиках с субтитрами" я уж и не говорю.

Так что спасибо безвестному редактору (без субтитров!) за чрезвычайно полезный термин.



Источник: "Итоги", №48, 1999,








Рекомендованные материалы



Имя розы

Однажды она спросила: «Ты ел когда-нибудь варенье из роз?» Ничего себе! Варенье из роз! Какой-то прямо Андерсен! Варенье! Из роз! Неужели так бывает? «Нет, - ответил я с замиранием сердца, - никогда не ел. А такое, что ли, бывает варенье?» «Бывает. Хочешь, я привезу тебе его в следующий раз?» Еще бы не хотеть!


Грибной дождь

Можно, конечно, вспомнить и о висевшем около моей детской кроватки коврике с изображением огромного ярко-красного гриба, в тени которого, тесно прижавшись друг к другу, притулились две явно чем-то перепуганные белочки. Что так напугало их? Коврик об этом не счел нужным сообщить. Одна из первых в жизни тайн, навсегда оставшаяся не раскрытой.