Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

17.07.2008 | Колонка / Религия

Англиканский теремок

Жесткая борьба за посвящение женщин в епископы может стоить Церкви Англии единства

Генеральный Синод Церкви Англии оказался истинной удачей для фотографов. Вот архиепископ Кентерберийский хватается за голову, вот архиепископ Йоркский мрачно морщит лоб, а вот епископ Доверский утирает слезы. Что же породило такие страсти, разрушающие стереотип о британской сдержанности?

Синод разрешил посвящать в епископский сан женщин. По сути, ничего неожиданного не произошло, первые женщины-священники появились в церкви еще в 1994 году, теперь сделан следующий шаг. Более того, он давно уже сделан в церквах Англиканского содружества: в Канаде, Австралии, США.

Американцы вообще избрали женщину – Катарин Джеффертс Шори — главой Церкви. А первая женщина-епископ в лучшем случае появится в Англии в 2014 году, предстоят еще длительные формальности.

Причиной эмоционального взрыва послужило иное обстоятельство.

После этого голосования Синода у англикан-консерваторов больше не будет возможности благополучно уживаться с новшеством, которого они не принимают. К примеру, когда стали рукополагать женщин, был создан институт «летающих епископов», которые окормляли традиционалистские приходы. Но сейчас аналогичное предложение о «суперепископах» было провалено. Либералы сполна воспользовались своим численным перевесом.

Консерваторам пришлось довольствоваться туманными обещаниями, что через год на следующем Синоде для них будет разработан некий кодекс. Многих это совершенно не устроило, и они грозятся уйти в раскол.

Вот почему так переживал Архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс. Он либерал и выступает за женское священство, но он и глава Церкви Англии, а какому главе понравится, когда уходят целые приходы вместе со священниками, более того, епархии во главе с епископами.

Споры о женском священстве продолжаются в христианских конфессиях уже давно. Консерваторы утверждают, что различие между мужчинами и женщинами имеет сущностный характер, то есть речь идет не только о физических, но и метафизических вещах. Вовсе не случайно Христос избрал апостолов из мужчин и не включил в их число свою мать. Это выбор Бога. Аналогичным образом он избрал воду для крещения, хлеб и вино для причастия. Эти вещи ничем не лучше других, так и мужчины ничем не лучше женщин. И те, и другие равно могут быть святыми. Но они призваны служить церкви по-разному.

Нет, утверждают либералы, различия не уходят так глубоко. Они определяются историей и культурой. Во времена Христа и ранней церкви общество жило по патриархальным законам, и женщины играли подчиненную роль. Иисус бросил вызов этим условностям (вспомним о роли женщин в его окружении), но Церковь их в конечном счете кодифицировала. Вернулась к общепринятым нормам. Однако сегодня их никак не назовешь общепринятыми. Меняется роль женщин в культуре, должна она меняться и в церкви.

У католиков и православных победа определенно за консерваторами. В обеих церквах большую роль играет Предание, а отцы Церкви однозначно высказались против женского священства.

На западе это среди прочих утверждал сам блаженный Августин, на востоке не менее авторитетный Иоанн Златоуст. У протестантов дело обстоит иначе. Они отвергли Предание, сохранив лишь авторитет Писания. Именно в Библии они нашли подтверждение реформаторским идеям. Например, Мартин Лютер основал на Новом Завете свою идею о священстве всех верующих. Деление на священников и мирян было отвергнуто. Теоретически это открывало дорогу к алтарю и женщинам. Первые пасторы-женщины появились уже в XIX веке. Либеральные протестантские богословы нашли в Библии основания для этого новшества. Но протестанты-консерваторы поискали и нашли опровержения. Война интерпретаций продолжается по сей день.

В Церкви Англии споры носят наиболее острый характер. Причина в том, что церковь эта реформирована не до конца. Формально протестантская, она сохраняет немало общего с католичеством. Поэтому неудивительно, что в ней сложилось крыло так называемых англо-католиков, которые остро реагируют на всякие протестантские новшества. И мечтают восстановить каноническое общение с Римом. Женское священство, а уж тем более женщины-епископы ставят на этих надеждах крест.

Ватикан уже высказал сожаление по поводу решения Синода Церкви Англии. И самые рьяные англо-католики заявляют, что готовы лишится приставки «англо». Один такой массовый исход уже случился после 1994 года, когда женщин начали рукополагать. Тогда его удалось приостановить с помощью «летающих епископов».

Дело усугубляется тем, что в раскол могут уйти не только англо-католики, но и многие англо-евангелики. Вообще-то, у этих двух групп мало общего. Евангелики – протестантское крыло Церкви. Но консервативной их части женское священство никак не по душе. Они Библию толкуют совсем не так, как либералы. Складывается парадоксальная ситуация: под англиканское единство совместными усилиями фактических антиподов заложена такая мощная бомба, что мало не покажется. Неудивительно, что архиепископ Кентерберийский хватается за голову.

Впереди его ждут еще более тяжкие испытания. На носу Ламбертская конференция, которую он созывает в качестве духовного лидера Англиканского содружества раз в 10 лет, приглашая туда многочисленных епископов со всего света. Африканские члены Содружества, завзятые консерваторы, отказались ехать на конференцию еще в мае и создали на встрече в Иерусалиме что-то вроде альтернативной организации. Теперь к ним могут присоединиться и разочарованные англо-евангелики, у которых с ними много общего. А

на либеральном фланге развивает наступление глава американских англикан Катарин Шори, которая пеняет Церкви Англии на слишком медленное решение женского вопроса, да еще возмущается тем, что Роуэн Уильямс не пригласил на конференцию Джина Робинсона, первого американского гомосексуалиста, поставленного в епископы.

Трудно сказать, удастся ли Церкви Англии сохранить свое единство. Через год следующий Синод, где консерваторы постараются отыграться. А вот то, что еще более разноликому Англиканскому содружеству грозят серьезные неприятности, совершенно ясно. Как в известной детской сказке, стены перенаселенного теремка могут не выдержать и рухнуть. Либеральной мечте о том, что плюрализм не помеха для совместного проживания, похоже, приходит конец. Увы, либералы сами его приближают, продавливая решения, которые не учитывают мнения консервативного меньшинства.



Источник: Газета.RU, 14.07.08,








Рекомендованные материалы



Шаги командора

«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.


Полицейская идиллия

Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»