Девушка Катя, умница и красавица, моя хорошая знакомая, написала в своем блоге отчаянную и выразительную исповедь. Вот она:
"Ксенофобия завладевает разумом совершенно независимо от моего желания.
Восемь утра, еду в метро, распластавшись по поручню. Вижу сидящую и слушающую музыку негритянку - и вдруг! - на периферии своего собственного полусонного сознания ловлю фразу типа "Иииишь, расселась..." А в так называемом "семантическом ореоле" этой фразы - вся ненависть куклуксклана, всё "понаехали", всё "а было время, для вас специальные резервации отводили, а на скамеечках было написано white only"...
А ведь это я с 11 до 14 лет мечтала выйти замуж за негра и нарожать кучу детей-мулатов неземной красы (да и сейчас нахожу эту идею не лишенной привлекательности), ведь это я с пеной у рта всегда отстаиваю права абсолютно любых меньшинств, да и не меньшинств, а вообще всех!
Видимо, всякого ксенофобства так много вокруг, что оно начинает просачиваться в мозг.
Это невыносимо, я не знаю, как вынуть из головы то, чего там никогда не было и что не должно там находиться".
Позволь, дорогая Катя, постараться уверить тебя в том, что с тобой - по крайней мере в этом смысле - все в порядке. Главным образом потому, что ты, слава богу, склонна к рефлексии.
Пугаться не надо. Нашим подсознанием мы не управляем - это нам не дано. А в подсознании нашем варятся и булькают вещества ничуть не более аппетитные, чем те, что булькают и варятся в наших прямых и кривых кишках.
Иногда какая-то дрянь из подсознания выскакивает прямо в сознание, чтобы испытать нас. И тогда вступает или не вступает в действие то, что, собственно, называется культурой, то есть умение или неумение "фильтровать базар".
Это самое фильтрование базара и есть культура. Культура - именно это, а не то, что находится в ведении одноименного министерства. А уж умение фильтровать базар красиво и рефлексивно - мы уже назовем, пожалуй, искусством, каковым ты, Катя, кажется, неплохо учишься овладевать. С чем тебя и поздравляю. И пока ты это умение будешь сохранять, а еще лучше - продолжать изощрять и рафинировать, все с тобой и твоей душой будет в полном порядке.
Те или иные формы ксенофобии присущи каждому. Каждый имеет свой набор психологических стереотипов "своего-чужого". Оси, на которых располагаются эти стереотипы, у всех разные. Мы все так или иначе делимся на "своих" и "чужих". Различие лишь в уровне цивилизованности.
Самое простейшее, а потому и самое соблазнительное деление проходит по расовым или родоплеменным признакам. И об этом в приличных обществах давно уже не говорят.
Бывает и посложнее. Мы делимся не только на белых и черных, на китайцев и французов или на фанатов "Челси" и "Милана". Мы делимся по профессиональному, идейному, эстетическому и бог знает каким еще признакам и приметам. Некоторые из этих примет и признаков и вовсе не поддаются формализации. Смогу ли я объяснить, почему для меня почти нестерпимым представляется тот или иной тип физиономии, тот или иной тембр голоса, та или иная мимика, та или иная жестикуляция? Не могу я этого объяснить, ибо в этой неприязни что-то допотопное, генетическое, доречевое, дорефлексивное.
Мы все разные, и глупо отрицать не только этот факт, но и то, что мы на различной глубине залегания таим внутри себя непримиримость к "чужому", непримиримость, без которой нам кажется неполноценным осознание "своего". Вопрос лишь в том, в какой мере мы даем волю своим мутным инстинктам.
"Другие" хуже нас? Или они лучше нас? Вроде как в том анекдоте про незваного гостя и татарина. Интересный ведь вопрос. И это вопрос установки. Для одних обыкновенность, привычность крайне притягательна, для других - скучна и монотонна.
Мне вот, например, всегда казалось, что они, которые "другие", не то чтобы лучше, но интереснее "нас" - таких заурядных и обыкновенных. К тому же "другие" не такие уж и другие, как учит нас нелегкий, требующий усилий по укрощению собственных суеверий опыт.
Ксенофобия, увы, естественна. Как с обезоруживающей лапидарностью и поистине римской прямотой выразился однажды один из завсегдатаев граневских форумов, "ксенофобия - это так же естественно, как пернуть". Со столь емкой формулой разве поспоришь? Все правильно. И то, что принято в наши дни называть "политкорректностью", разумеется, неспособно отменить и не отменяет некоторых свойственных человеку предрассудков. Оно лишь переводит их в разряд физиологических отправлений.
Расхожая формула "что естественно, то не стыдно" подвергается серьезной ревизии.
У искусства, в том числе и современного, помимо прочих функций есть и еще одна. Это та функция, каковую в современной цивилизации выполняет, представьте себе, канализация. Это не обидно для искусства, это для него почетно. Поэтому лишь искусство - и я в этом глубоко убежден - вправе нарушать любые табу, культурные конвенции и даже общественные приличия. Но в той лишь мере, в какой само это нарушение является фактором конструктивным. Впрочем, это уже совсем другой разговор.
«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.
Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»