США, 2008
31.05.2008 | Кино
Веселые лесные друзьяДетское кино куда лучше, как выяснилось, делают самые «взрослые» компании и серьезные режиссеры
В прокат вышла вторая часть саги о патриотичных зверюшках и их королях-детишках, «Хроники Нарнии. Принц Каспиан». На первую часть эпопеи возлагались большие надежды. На вторую – уже нет. И, как выяснилось, правильно – третью вряд ли вообще хоть кто-то посмотрит.
Четверка подростков, знакомых еще по первой части (играют их все те же Скандар Кейнс, Джордж Хенли, Уильям Мосли и Анна Поппелвелл), прячется в лондонском метро от бомбежки и негодует, что им, коронованным властителям Нарнии, приходится выслушивать грубости от прочих пассажиров. И тут, как по велению волшебной палочки, неведомая сила переносит их именно в королевство. А все дело в том, что там, через тысячу лет после событий первой части, творится черт-те что: злые соседи-люди отобрали у кентавров, минотавров, белочек и крысок все самое ценное (в виде рога, которым стоит призывать спасителей в трудную минуту). А человеческого принца Каспиана его дядя, король Мираз, решил убить в связи с появлением собственного сына, и тот, ни с того ни с сего, решил в волшебный рог потрубить.
На первую часть, снятую, как и вторая, Эндрю Адамсоном, помнится, и правда возлагали большие надежды. При общем кризисе студии Уолта Диснея, «Лев, колдунья и платяной шкаф» в исполнении автора «Шреков» казался настоящим светом в конце тоннеля. Но никакого триумфального возрождения детской фабрики грез не получилось. Первенство в анимации уже лет десять как отбила студия «Пиксар».
Детское кино куда лучше, как выяснилось, делают самые «взрослые» компании и серьезные режиссеры, вроде Куарона.
И никакой «Шрек» наследникам Диснея не поможет сделать что-то адекватное своему времени. Единственное, что могло привлечь во «Льве, колдунье…» - так это возможность поиронизировать насчет невольных аллюзий с историей чеченской кампаниии: дескать, зверюшки под предводительством льва Аслана борются с холодной, наводящей ледяной рукой конституционный порядок колдуньей. Хотя этого, чтоб признать фильм стоящим, маловато, поверьте – во второй части и посмеяться-то не над чем.
В свете всего этого тот, казалось бы, отличный повод для гордости, что «Каспиан» у нас вышел на день (!) раньше мировой премьеры выглядит сущим надувательством. А если учесть, что, кажется, зарубежные фильмы в русском прокате можно разделить на не купленные вообще, купленные, но идущие с идиотским переводом и купленные, но через сто лет после выхода – и вовсе какая-то нелепица получается. Так что гордости как-то очень быстро поубавляется: вряд ли за «Каспианом» стояла очередь и все хотели устроить его премьеру в своей стране. На тебе, боже, что нам не гоже, одним словом.
Беды второй части саги начинаются уже с выбора книжки для экранизации: из всех тоненьких тетрадочек Клайва С. Льюиса про сказочную страну Нарнию, «Каспиан» запоминается если не последним, то уж точно после «Льва…» и «Коня и его мальчика», безусловных шедевров детской литературы.
Да и вообще, истории Льюиса оказались совершенно некинематографичными. Они прекрасны для чтения детям в слух перед сном – чуть ли не как сериал, фантастически увлекательный и добрый. Но стоит пестрые книжечки визуализировать – как тут же начинается какая-то нелепица, нарушаются элементарные законы логики, и в «Каспиане» это чувствуется втройне. С чего вдруг принц начал трубить в рог? Почему лесные жители сначала его на кусочки порезать собирались, а потом вдруг своим признали? Наконец, пересказанное выше начало с лондонскими бомбежками выглядит какой-то условностью, не более. Дескать, ну надо же вообще с чего-то начать всю заваруху!
Что уж совсем огорчительно – все беды студии Диснея чувствуются на экране чуть ли не физиологически. Такое ощущение, как будто всех актеров выбирали исключительно по принципу похожести на кого-либо. Вот этот – вылитый Бандерас, злодей Мираз (Серджио Кастеллито) – вылитый Леонид из «300 спартанцев», наконец, играющая Сьюзан Анна Поппельвилль за два года уже до неприличия стала похожа на Рене Зелльвегер, а исполнитель роли Каспиана Бен Барнс просто-напросто чуть ли не сделан «под Джонни Деппа». Ну, конечно, до «оригиналов» не дотягивают, но ладно, зрители и так слопают. Им ведь что надо, по мнению, диснеевских наследников? Чтоб детишки на экране румяными были и глазками хлопали, чтоб было красиво и вообще «как в сказке». Но это, извините, уже давно не работает. И
снимать кино так же, как пятьдесят лет назад, да еще надеяться на восторги публики попросту глупо.
Одним словом, Адамсон старается выдать свое не самое дорогостоящее и вообще ценное творение (звезд не имеется, бюджет не заоблачный) за что-то фантастически роскошное. Проще говоря – впаривает свою сказку детишкам втридорога, набивая ее щедро компьютерными эффектами а-ля «Ночной дозор» и пытаясь рассмешить взрослых нелепыми шутками гномов про их собственный рост. В советском мультике поросенок Фунтик, раскаявшись в подобных деяниях, уехал с дядюшкой Покусом развлекать детишек по честному – фокусами. То же, наверное, пора сделать и Адамсону.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.