Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

31.10.2007 | Литература

Творчество Шведской академии

Перевод одной поэмы, начатой в 1901 году и до сих пор не конченной

Каждое присуждение Нобелевской премии по литературе вызывает вопросы: правильно ли дали? тому ли дали? нет ли тут политики? Но лучше задать другой вопрос: кто дал? Нобелевскую премию по литературе дает поэт. Он - автор всего одной поэмы, начатой в 1901 году и до сих пор не конченной. Взыскательный художник, он пишет всего по стиху в год  - и публикует его в виде формулы награждения. Герой поэмы меняет имена, от Сюлли-Прюдома до Дорис Лессинг, страны и пол, но, в сущности, он - все тот же, подобно Вечному Жиду или Орландо. Праздничное начало поэмы рисует его добродетели и радужные надежды; затем, со все более горькой иронией, изображается его столкновение с трагизмом,  абсурдностью, и наконец – разделенностью мира. По форме это - торжественный тост.  (Текст печатается с сокращениями; перевод наш).


1 (1901-1944)

За поэтическое мастерство, свидетельствующее о возвышенном идеализме, художественном совершенстве и редком сочетании достоинств и сердца, и разума;

за благородную, величественную и многогранную поэзию, которая всегда отличалась свежестью вдохновения и редкой чистотой духа;

за наблюдательность, самобытное воображение, мужественность идей и замечательный талант рассказчика;

за чистосердечное стремление к истине, за проникновенную силу мысли, широкий кругозор и задушевную и мощную изобразительность;

за возвышенный идеализм, живое воображение и духовную чуткость;

за редкую силу и плодотворность поэтического воображения, с которым сочетается широкая интеллектуальная любознательность и смелый, самобытный творческий стиль. 


2 (1945-1975)

За всесторонние и художественно значимые произведения, в которых человеческие проблемы и человеческий удел изображены с бесстрашной правдивостью и психологической проницательностью;

за художественную энергию и истинную независимость ума, с которыми в своей поэзии он стремится отыскать ответы на вечные вопросы, стоящие перед человечеством;

за глубокую духовную интуицию и художественную силу, с которыми в своих романах он проник в драму человеческой жизни;

за лирическую поэзию, которая с классическим жаром выражает трагический опыт жизни нашего времени;

за реалистические и образные сочинения, сочетающие гуманный юмор и острую социальную чуткость;

за творчество, в котором обездоленность современного человека обретает величие;

за сочинения, которые улавливают росинку и отражают космос;

за выдающуюся поэзию, которая, с огромной художественной чуткостью, дает новое толкование человеческим ценностям под знаком трезвого, лишенного иллюзий, взгляда на жизнь.


3 (1976-2007)

За многообразную и мощную прозу, с мужественным состраданием создающую пронзительную картину человеческой уязвимости;

за притчи, которые зиждутся на воображении, сострадании и иронии и которыми он снова и снова помогает нам постигать ускользающую реальность;

за творчество, которое оберегает хрупкое существование индивида от варварского своеволия истории;

за музыкальный поток перекликающихся голосов в романах и пьесах, которые  разоблачают абсурдность социальных условностей и их гнетущую власть;

за то, что в своих пьесах он раскрывает бездну под  обыденной болтовней и врывается в замкнутые камеры угнетения;

за то, что она, летописец женского опыта, со скепсисом, жаром и провидческой силой исследует нашу разделенную цивилизацию…»

(Здесь поэма обрывается).



Источник: "Коммерсантъ Weekend", №60, 19.10.2007,








Рекомендованные материалы



Праздник, который всегда с нами

Олеша в «Трех толстяках» описывает торт, в который «со всего размаху» случайно садится продавец воздушных шаров. Само собой разумеется, что это не просто торт, а огромный торт, гигантский торт, торт тортов. «Он сидел в царстве шоколада, апельсинов, гранатов, крема, цукатов, сахарной пудры и варенья, и сидел на троне, как повелитель пахучего разноцветного царства».

Стенгазета

Автономный Хипстер о литературном стендапе «Кот Бродского»

В этом уникальном выпуске подкаста "Автономный хипстер" мы поговорим не о содержании, а о форме. В качестве примера оригинального книжного обзора я выбрал литературное шоу "Кот Бродского" из города Владивостока. Многие называют это шоу стенд-апом за его схожесть со столь популярными ныне юмористическими вечерами. Там четыре человека читают выбранные книги и спустя месяц раздумий и репетиций выносят им вердикт перед аудиторией.