04.08.2007 | Новости
Соседняя планетаВ музее им. Андрея Сахарова 8 августа откроется фотовыставка Юлии Вишневецкой "Соседняя планета", в ее рамках с 10 до 26 августа там же пройдет фестиваль кавказского кино
Начиная с 2003 года журналист (в данный момент корреспондент журнала «Русский Репортер») Юлия Вишневецкая много ездила на Кавказ. Эта выставка – множество наблюдений, из которых складывается рассказ о жизни Кавказа, соседней с нами цивилизации. Фотографии снабжены комментариями.
«Так получилось, что основу выставки составили Грузия и Чечня. Снимки, висящие на противоположных стенах зала, - это жизнь по две стороны Кавказского хребта. И очень странно, что совсем рядом, за перевалом, настолько другое человеческое существование. Теплая, спокойная, открытая чувствам, веселая Грузия - и неуютная, холодная, растерянная Чечня. Счастливый и несчастный миры.»
На выставке - более 200 фотографий из Грузии, Чечни, Армении, Карабаха, Абхазии, Восточной Турции.
Открытие выставки – 8 августа в 18-00, закрытие – 26 августа.
ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ КАВКАЗСКОГО КИНО
10 августа, пятница, 19-00 (дополнительный показ 26 августа, воскресенье, 19-00)
“История людей на войне и в мире”
Документальный, режиссер Вардан Оганесян (Армения, 2006).
Приз кинофестиваля «Tribeca Film Festival» (Нью-Йорк, 2006), участник Московского Международного Кинофестиваля 2007.
«Это - фильм о Карабахской войне, документальные кадры одной из "маленьких" войн, которые велись, ведутся и кажется, никогда не прекратятся. Четырнадцать лет назад я работал журналистом, снимал фронтовые репортажи для зарубежных агентств новостей. Потом война изменила мою страну и мою жизнь. Мне стал неинтересен репортерский подход, смакование войны. Я оставил доходное дело и стал снимать для себя. Я увидел то, что известно и понятно только участникам событий, прожил месяцы и годы с людьми, воевавшими на пороге собственного дома. Погиб каждый третий из тех, кого вы увидите в кадрах десятилетней давности. Я был захвачен в заложники, и провел два месяца в тюрьме. Каждую ночь я слышал крики избиваемых товарищей. Это было страшнее всего - беспомощно слушать агонию другого человека.
Данный фильм - не очередной творческий проект, а самая главная тема в моей жизни. Более десяти лет я не касался съемок 90-ых. Я хотел идти вперед, а не оглядываться в прошлое, но сегодня должен дать ответ сыну. Всю войну я старался найти ответ на самый важный вопрос - как остаться человеком в смутное время. Оказалось, что в мире найти ответ гораздо сложнее, чем в бою. И я решил встретиться с теми, кто прошел все и остался в живых.
На этой войне я потерял друзей - армян и азербайджанцев, и поэтому фильм не о политиках, генералах или технике, а об обычных людях. О вере, доброте и человеческом духе. Мне кажется, что этот язык понятен вне зависимости от того с какой стороны границы находится зритель.»
После показа – разговор о том, кончается ли война. Ведущая – правозащитница Светлана Ганнушкина.
11 августа, суббота, 19-00 (дополнительный показ 19 августа, воскресенье, 19-00)
“Маяк”
Художественный, режиссер Мария Саакян, оператор Максим Дроздов, Россия, 2006. Cценарий: Гиви Шавгулидзе. В ролях: Софико Чиаурели, Анна Капалева, Сос Саркисян, Ольга Яковлева, Михаил Багдасаров, Альбина Матвеева, Анастасия Гребенникова, Михаил Силантьев, Сергей Даниелян.
Гран-При фестиваля "Золотой Абрикос" (Армения), приз Международного Кинофестиваля в г.Фано (Италия), приз от компании Кодак на фестивале ВГИК, диплом фестиваля "Святая Анна". Участник Московского Международного Кинофестиваля 2007.
«Единственное оружие в фильме — старое ружье, которое стреляет по пьяной глупости его хозяйки совершенно невпопад во время застолья. Единственная смерть — старушка умирает от рака. И тем не менее ощущение войны не покинет вас ни на минуту... Главная героиня в сомнамбулическом состоянии бродит по селу. Она — как-то вяло и неубедительно — уговаривает родственников бежать. Они отвечают, что некуда. Девушка сама несколько раз пытается уехать. Поезда не ходят, и приходится возвращаться в деревню. Но постепенно она поймет, что вписалась в эту жизнь, как дерево, что ее место именно здесь...
Здесь единица измерения — кадр. И его исключительное качество, композиционная, цветовая и световая красота многое извиняют. Такого класса операторская работа (Максим Дроздов) и такое режиссерское чувство кинематографичности пейзажа или декорации встречаются не часто.» (Александр Стрелков, "Ведомости")
«"Маяк" — это не трупы и атаки. Здесь все вполголоса, очень медленно или вовсе неподвижно — туда, куда ведет тропа войны, лучше не спешить. Удручающее бормотание старух, туманные горы и толпы женщин, штурмующих поезда, ребенок с аквариумной рыбой в ведре, фрагменты хроники, осколки советского прошлого в старых квартирах — у режиссера Саакян совершенно феллиниевское чувство кошмарных мелочей.» (Василий Корецкий, Time Out)
После показа – встреча с режиссером Марией Саакян.
17 августа, пятница, 19-00
“Плачущее солнце”
Документальный, автор Зарема Мукушева («Мемориал» совместно с «Witness»), Чечня, 2007.
За время войны из горной Чечни убежало почти все население. Жители маленьких аулов были совершенно беззащитны перед военными, а в больших равнинных селах было не так страшно. Федералы специально разрушали опустевшие села – без людей им легче было контролировать обстановку, они лишали боевиков социальной базы.
Устроиться на густо заселенной равнине потерявшим все горцам было трудно. Вынужденными переселенцами они не считались, так как не выезжали из республики, и рассчитывать на помощь государства им не приходилось. Тем не менее, лишь четверть горского населения собирается возвращаться назад. Почему?
После показа – рассказ правозащиницы Елены Буртиной о беженцах из горных сел.
18 августа, суббота, 18-00
Грузинские короткометражки
АКВАРЕЛЬ, Отар Иоселиани, 1958 (20’)
КОРОТКОМЕТРАЖКИ РЕЗО ГАБРИАДЗЕ 1974-80
COMPLEX, Котэ Такаишвили, 2006 (24’)
2 ХЕВСУРА, Заза Колелишвили, 2006 (13’)
КОМЕНДАНТСКИЙ ЧАС, Леван Адамия, 2006 (20’)
В СЛУЧАЕ ПАСТОРАЛИ НАБИРАЙТЕ «П», Всеволод Бродский, Отар Иоселиани, Альфред Хичкок, 2006 (20’)
24 августа, пятница, 19-00
“Тбилиси-Тбилиси”
Художественный, автор сценария и режиссер Леван Закареишвили, Грузия, 2005. В ролях: Гиорги Масхарашвили, Берта Хапава, Эка Нижарадзе, Русико Кобиашвили, Шота Кристесашвили, Дато Хурцилава, Баадур Цуладхзе.
Приз за лучшую режиссуру, приз гильдии кинокритиков и приз международной кинопрессы на кинофестивале «Киношок» (2005), приз Российской киноакадемии «Ника» (2006), Гран-при на кинофестивале в Висбадене (2005), номинация на «Оскар» (2006).
Фильм о молодом режиссере, у которого нет средств на съемки, и он бродит по городу, фиксируя сценки городской жизни. Жители города теряют человеческий облик под натиском бедности. Они озабочены только собственным выживанием: сам режиссер сдает комнаты абхазским беженцам, его профессор торгует на улице, другие живут за счет еще более нуждающихся. Режиссер пишет сценарий, по которому никогда не будет снят фильм.
«Леван Закарейшвили снял фильм о Тбилиси конца 90-х, о том, как люди его родного города пережили нищету и угасание привычного уклада жизни. Он так и сказал: «Это моя боль. Если вам интересно на это смотреть — смотрите». …
Во-первых, сменилась власть. А во-вторых, открылись другие черты времени — стало понятно, что мы, быть может, обрели больше границ, чем хотели. Что мешают они не сильным мира сего — остальным. И близ этих нововозведенных частоколов бродят художники, цепляют кожей зазубрины и заглядывают в щели, где теперь каждый по отдельности прячет свою нищету и свою печаль.» (Лидия Кузьмина «Искусство Кино»)
25 августа, суббота, 19-00
“Три товарища”
Документальный, режиссер Мария Новикова, оператор Рамзан Межидов, Голландия, 2006
Приз кинофестиваля “Amnesty International” (Амстердам, 2006).
История трех школьных друзей, молодых грозненских ребят. Один – студент-медик Ислам Баширов поехал из Москвы на первую чеченскую войну спасать людей, а затем был арестован в Москве (ему подкинули наркотики), но смог бежать в Голландию. У его друга Рамзана Межидова была любовь - видеокамера. В начале 90-х он, вернувшись из армии, устроился на грозненское телевидение оператором. В свободное время он снимал все подряд, в частности друзей – Ислама и портного Руслана, возившего его на своей машине на журналистские задания. В начале войны Руслан погиб. А в1999 году погиб и Рамзан, снимая, как российская авиация бомбит колонну беженцев.
Делая фильм о Исламе и его друзьях, голландские документалисты отправилась в Грозный. Там, в доме Рамзана, они случайно нашли тайник с его кассетами – съемки периода первой войны. Рамзан снимал все, что видел вокруг: трагический новогодний штурм, дети, женщины и старики, ютящиеся в подвалах. Матери российских солдат, в разгар бомбардировки мечущиеся по горящим улицам в поисках сыновей…
Режиссер Мария Новикова заботливо отреставрировала эти записи: "Я горжусь тем, что имя Рамзана первым стоит в титрах. Снимать было очень трудно. Мне казалось, что это нереально, что такое возможно в Сталинграде, во время блокады Ленинграда. Мы ехали на БТРе, у нас в руках были маленькие камеры. Трудно было просто смотреть в объектив, потому что текли слезы, и я ничего не видела, собственно говоря, снимала немножко наобум…То есть сначала находишься там, кажется, что это нереальный мир, что ты - во сне, а когда возвращаешься оттуда в Москву, где вообще ничего нет, войны нет, и все прекрасно. И тогда тоже не понимаешь, что же такое нереальный мир - там или здесь.»
«Этот фильм надо пропустить через себя. Он потрясает именно тем, что он про трагедию в чистом виде, а не про чеченцев, не за и не против» Правозащитник Светлана Ганнушкина)
После показа - Встреча с режиссером Марией Новиковой и одной из героинь Лизой Межидовой, вдовой Рамзана
25 апреля » прошла церемония награждения победителей Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – ХХ век», (лучшие из них мы публикуем в рубрике "Нешкольная история" ). В этом году конкурсу исполнилось 20 лет.
В Москве, в День российской анимации 8 апреля, были названы лауреаты V-й Национальной анимационной премии «Икар». Церемония, которая всегда посвящена какому-то из знаменитых мультфильмов прошлого в этом году прошла в стиле мультфильмов Бориса Степанцева о Малыше и Карлсоне. Вели мероприятие идеолог премии, кинокритик Сергей Капков (он был «человеком в телевизоре») и актриса Юлия Сулес в роли Фрекен Бок.