Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

22.06.2007 | Кино

Женское наступление

На "Кинотавре" показали много женского кино

Восемнадцатый сочинский киносмотр получился, несмотря на обилие жестокости в конкурсных лентах, выражено женским.

Семь режиссеров из четырнадцати, участвовавших в конкурсе, в этом году - женщины. В фестивальных изданиях, на пресс-конференциях и в кулуарах на разные лады обсуждалась тема феминизации кинопроизводства. Ведь помимо женщин-режиссеров в кинопроцессе участвует все больше женщин-продюсеров и даже операторов.

Нейтрализуя экзальтацию, председатель попечительского совета «Кинотавра» Александр Роднянский заявил, что кинематограф уже перестал быть мужской профессией, и присутствие женщин-участниц на фестивале, –  не дань моде или политкорректности, а органичное отражение происходящих в кино процессов.

И все-таки «оженствление» российского кино не сводится к одному только участию в нем женщин. Некоторые дамы-режиссеры делают «традиционное» кино, не привнося ничего специфически гендерного в свои фильмы. Это относится, к примеру, к  конкурсной ленте «Жестокость» Марины Любаковой. Даже осторожные заигрывания с однополыми отношениями не привнесли в этот фильм собственно «женского взгляда». Точно также, как и в любопытную, хотя и несколько запоздалую ленту Валерии-Гай Германики «День рождения инфанты». Садо-мазохистские отношения, показанные в картине, в европейском кино уже давно стали вчерашним днем. «День рождения инфанты», в отличие от той же «Загадочной кожи» Грегга Араки не открывает ни потаенных страстей, бурлящих в закрытых субкультурах, ни даже собственного взгляда режиссера на героев. Наша публика, не получив от фильма ожидаемого шока, тут же про него забыла.

И все-таки на «Кинотавре» были три действительно «женские» ленты, две из которых почти не были замечены критиками, а третья настолько удивила жюри, что, хотя и была награждена за лучшую женскую роль, все равно вызвала массу вопросов. Между тем, именно «Яр» Марины Разбежкиной, «Лучшее время года» Светланы Проскуриной и «Русалка» Анны Меликян, представляют интересные и свежие течения в нашем кино.

Фильм Марины Разбежкиной «Яр» может показаться только бесконечной чередой завораживающих картинок сельской жизни. Обнаженные старухи пробираются сквозь затянутый туманом ночной ковыль. Их седовласый одногодок натирает себя речным илом. Холеный барин в колпаке читает вслух Овидия под клекот красующегося в клетке фазана, а утопший мельник лежит на мелководье невдалеке от мельничного колеса. Чтобы связать эти красоты воедино потребуется немалый труд со стороны зрителя. Но в итоге «Яр», снятый по мотивам повести Сергея Есенина, приобретает дополнительные смыслы: философский и даже религиозный.

Неотвратимость смерти в этом красивом фильме напоминает о себе постоянно. Здесь умирают все: матери, младенцы, молодые парни, прекрасные девушки. Даже про героя картины Карева нельзя с точностью сказать, жив он или мертв. Смерть в «Яре» становится такой же привычной, как и окружающий пейзаж. Равноценность смерти и жизни или даже смерти и песни парадоксальным образом проявляется в отношениях обитателей Яра. Есенинские персонажи в видении филолога-фольклориста Разбежкиной, обратились в персонажей волхвований и заговоров, что, как известно, дело женское.

Другой фильм, - «Русалку» Анны Меликян - зрители сразу же окрестили русским вариантом «Амели». В нем рассказывается история девчонки Алисы, умеющей исполнять желания, которая попадает в Москву из приморского городка. Там, на песчаном пляже у самого моря, где стоял дом девочки-русалки, все казалось сказочным и фантасмагоричным.

Тем страннее Алисе, привыкшей к чудесам, показалась столица. Русалка лавирует в городе, создавая хитрые комбинации на пути к своим девчоночьим целям. Однажды она вылавливает из Москвы-реки молодого человека Сашу, в которого моментально влюбляется. Ее последним желанием становится Сашина взаимность. Но когда парню снова угрожает смертельная опасность, Алиса жертвует собой и своей любовью, ради того, чтобы он жил.

Ужасная концовка, а также посвящение дочери режиссера вызвали настоящий переполох среди критиков и зрителей. Но все нормально: Анна просто снимала эту сказку, будучи беременной, отсюда и посвящение. Связь же с Андерсеном на протяжении всего фильма проявляется в каких-то мелочах (немота Алисы, спасение «принца» из воды, смерть девушки), не нарочито. Любовь и женственность в этом фильме экзальтированные и резкие, надрывно-подростковые. Но тем не менее они не лишены искренности и обаяния.

Наконец Светлана Проскурина в «Лучшем времени года» попыталась разобраться с чувствами, которые испытывают две женщины по отношению к одному мужчине (пьеса Ивана Вырыпаева "Валентинов день", по которой снят фильм, - продолжение знаменитой в советское время пьесы Михаила Рощина "Валентин и Валентина"). Валя и Катя с юности влюблены в Валентина. Девушки взрослеют, одна из них выходит за своего возлюбленного замуж, но отношения троих не прекращаются. Даже когда Валентин умирает, уже немолодые женщины лет двадцать живут бок о бок, уставшие друг от друга и неразделимые.

В этой ленте Светлана Проскурина открыто заявила гендерную тему. Картина получилась даже антифеминистской и сама режиссер, давая пояснения к «Лучшему времени» произнесла настоящую оду мужчинам.

По ее мнению, разница между обоими полами в том, что мужчине необходимо постоянно быть мобильным, чтобы познавать себя и мир. Женщина же, более укорененная в жизнь и зависимая от плоти, вынуждена оставаться на месте, чтобы растить детей и взращивать себя. Светлана призналась, что и сама готова сидеть дома и что-нибудь варить. Это прозвучало как кокетство, поскольку фильм и вправду удался.

Все три режиссера, несмотря на различный опыт в кинематографе, в игровом кино, дебютанты. Не важно, кого из них отметило фестивальное жюри, а кого проигнорировали критики. Важно, что пресловутое «женское» кино может постоять за себя, что бы ни говорили. А значит, на нашу долю еще достанется немного искусства, а, возможно и хорошие блокбастеры.











Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.