Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

25.05.2007 | Колонка

Испортили праздник

Отношение Кремля к британским обвинениям позволит пролить свет на планы Путина

Когда несколько месяцев назад в Британии и Германии разразился "полониевый скандал", когда стало ясно, что Александр Литвиненко отравлен, а его убийцы оставили следы в Лондоне и Гамбурге, официальные и официозные отечественные комментаторы рекомендовали не торопиться с выводами. "И в Великобритании, и в Германии, и в России идет следствие, вот давайте дождемся, когда свое слово скажут профессионалы". Ну вот теперь дождались.

Как и следовало ожидать, Королевская прокуратура выдвинула обвинения против бывшего офицера Федеральной службы охраны, а ныне преуспевающего бизнесмена Андрея Лугового.

Именно с ним встречался Литвиненко, перед тем как почувствовал острое недомогание. Именно за Луговым тянется полониевый радиоактивный след по всей Европе. Полоний был обнаружен даже в английском посольстве в Москве, после того как Луговой побывал там для дачи показаний.И теперь кремлевцы заголосили о предвзятости британцев, о том, что английская прокуратура выполняет политический заказ.

Подозреваю, что политическая составляющая в этой истории действительно есть. Как только англичане окончательно убедились в виновности Лугового, они стали мучительно размышлять, когда стоит предъявлять обвинения.В Форин Оффис прекрасно понимали, что по существу это обвинение адресовано Путину. Ведь Луговой травил Литвиненко не по собственной инициативе. Стало быть, либо президент отдал приказ об убийстве, либо спецслужбы в путинской России окончательно вышли из-под чьего-либо контроля. В любом случае Путин оказывается в положении человека, поощряющего терроризм.

И, конечно, всем было бы удобнее, если бы британские обвинения были бы предъявлены после предстоящей в Германии встречи "Большой восьмерки", в которой Путин будет участвовать последний раз, если верить его словам.

Ведь тогда исчез бы риск того, что у лидеров семи ведущих промышленно-развитых государств спросят, почему они жмут руки и обнимаются с человеком, для которого государственный терроризм стал инструментом политики. Понятно, что такая перспектива совсем не радует Буша и Блэра, долгое время старательно делавших вид, что Путин такой же лидер демократического государства, как и они сами. Так что самое удобное было бы не выдвигать обвинения, пока не пройдет саммит.

Но тут вмешались британские внутриполитические расчеты. Блэр через месяц уходит, а его преемнику совсем не с руки разгребать полученные в наследство завалы. Посему, к удивлению Кремля, британцы сделали неприятный для них, но неизбежный в демократическом государстве шаг именно теперь. Чем, безусловно, испортили Владимиру Владимировичу удовольствие от участия в "Большой восьмерке".

У Кремля есть несколько вариантов поведения. Можно под истерику государственных СМИ о политзаказе, о кознях тех, кому не по нраву поднявшаяся с колен Россия, попытаться утопить вопрос в юридическом крючкотворстве.

Мол, ваши доказательства нашей Генпрокуратуре не представляются убедительными. А российские законы не допускают экстрадиции наших граждан. И точка. Так как открытое судебное разбирательство по вопросу выдачи у нас (в отличие от Британии) не предусмотрено, то никто никогда не узнает, весомы или нет были британские обвинения. Россияне же, твердо знающие, что прокуратура действует исключительно по воле главного начальника, вполне могут поверить, что и в Британии прокурорские накатывают на тех, на кого указал премьер. Скорее всего, так и будет. Но только в этом случае дорога Путину на Запад будет заказана. Вряд ли найдутся желающие организовывать лекции того, кто укрывал террористов.

В самом начале «полониевой истории» я предположил, что единственное ее рациональное объяснение заключается в том, что показательная казнь была устроена партией "третьего срока", дабы продемонстрировать Путину, что шансов вести жизнь высокопоставленного отставника у него нет вовсе. Сейчас следует признать, что этот план удался. Столкнувшись с неизбежно холодным приемом в Германии, Путин поймет, что, покинув Кремль, он станет изгоем. Западные лидеры — люди не слишком щепетильные. Во имя государственных интересов они не то что Путину, людоеду Бокассе руку жали. Но делать это, когда подозреваемый в преступлениях правитель потерял власть — увольте.  

И здесь возникает второй вариант, совсем маловероятный. Если Путин бесповоротно решил уйти, можно сделать вид, что к английским обвинениям отнеслись всерьез.

И тогда устроят потешный суд — выдумают какую-нибудь подпольную организацию "Союз меча и орала", которая на свой страх и риск решила покарать предателя Литвиненко. И тогда его убийцы будут даже осуждены. И отправятся отбывать заключение в ту самую тюрьму, где по соглашению с Катаром находятся убийцы Яндарбиева... Так или иначе, но отношение Кремля к британским обвинениям позволит пролить свет на планы Путина. Дадут Лондону отлуп в советском стиле — нынешний президент намерен остаться у власти и после 2008-го года. Если появится хотя бы намек на объективное судебное разбирательство — есть шанс, что Путин уйдет.



Источник: "Ежедневный Журнал", 24.05.2007,








Рекомендованные материалы



Шаги командора

«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.


Полицейская идиллия

Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»