Что делает нормальный человек, если из-за неудачно сложившихся обстоятельств ему пришлось первые десять новогодних дней провести наедине с отечественным телевидением, наблюдая «одни эстрадные концерты… парады смехачей во главе с Евгением Петросяном и фильмы, фильмы – старые, по пять раз виденные; сравнительно новые, но с теми же стрелялками, ментами и бандитами». Выбрасывает телевизор на свалку? Принимает рвотное и старается поскорее забыть Монбланы отвратительной пошлости?
А известнейший отечественный экономист Евгений Ясин сел писать книгу. Не об экономике, а о том, приживется ли демократия в России. Потому что убогое, без новостей, без дискуссий, преднамеренно одуряющее телевидение заставило ужаснуться: неужели так будет весь год? А потом может вообще смениться бесконечным «Лебединым озером»…
Надо сказать, что писать о будущем российской демократии – дело довольно рискованное. Нет темы более проституированной отечественными политологами, нежели эта. Одни и те же люди сегодня доказывают, что Путин и его режим – это и есть нормальная демократия, существующая в развитых странах. Завтра – что российский народ не созрел для демократии и его надо лет эдак 30-40 под присмотром околоточных надзирателей готовить к ее приходу. А послезавтра — что российскому народу в принципе не нужна демократия, что у России свой особый путь.
Книгу Евгения Ясина «Приживется ли демократия в России» отличает удивительная интеллектуальная честность. Известный ученый, не пытаясь кого-то убедить или обмануть, без предубеждения и пристрастия пытается ответить на вопрос, который волнует его самого.
Читатель найдет у Ясина и внятный обзор современных теорий общественного устройства, и экскурс в отечественную историю, посвященный пяти «эпизодам», когда страна могла начать движение навстречу демократии, но не пошла по этому пути. Автор подробно рассказывает о событиях последних 20 лет, тщательно анализирует «протодемократию» Горбачева и Ельцина и «управляемую демократию» Владимира Путина. Ясина чрезвычайно волнует вопрос о так называемой российской специфике, о том, действительно ли российский национальный характер, с одной стороны, воспитанный на сакральном восприятии власти и государства, а с другой – отличающийся анархическими склонностями, правовым нигилизмом, слабым уважением к частной собственности, отрицает демократию. Автор не отрицает того, что при переходе к рыночной системе именно эти черты национального характера обернулись ростом теневой экономики, коррупции и преступности, но делает вывод прямо противоположный тому, что сделан сторонниками «завинчивания гаек». «Только изменение государственных институтов распоряжения властью и последовательная защита прав частной собственности, — пишет Ясин, — могут способствовать преодолению пережитков феодализма и самовластья».
При этом он последовательно описывает те препятствия, которые мешают этим институтам меняться: бедность, неравенство, слабость среднего класса, наконец, глубокое равнодушие российского общества к либеральным и демократическим ценностям. Однако Евгений Ясин не считает эти препятствия фатальными. Выход он видит не в управляемой демократии, которая характеризуется крайней неустойчивостью и, того и гляди, сползет к авторитаризму, а в демократии элитарной. Этого термина не стоит пугаться: речь вовсе не об отстранении народа от управления.
Элитарная демократия — такой тип устройства общества, когда путем честных выборов народ отдает на определенный срок руководство страной той группе элиты, которая в результате честной конкуренции убедила его в том, что предлагаемый ею путь – единственно правильный.
Здесь ключевым, на мой взгляд, является слово «честный». Российская политическая элита должна внутри себя придти к согласию, что вне зависимости от того, как сложится внутренняя конъюнктура, необходимо, даже в отсутствие мощного общественного контроля, придерживаться общих правил. Это предполагает готовность уступить власть, с тем чтобы сохранить возможность вернуться к ней через определенный период времени. Такой подход исключает и произвол в отношении оппозиции – ведь правящая часть элиты допускает, что может оказаться оппозицией. Ясин констатирует, что в настоящее время российская элита расколота, но он уверен, что только консенсус в вопросах следования демократическим принципам и соблюдения демократических процедур может привести к консолидации элит.
Совершенно очевидно, что произойдет это не при нынешней власти. Но тем не менее Евгений Ясин сохраняет оптимизм: «Я не могу ответить на вопрос — приживется ли демократия в России. Не знаю. Но пытался показать, какие условия необходимы, чтобы демократия у нас состоялась, и что большая часть этих условий у нас есть». Дело за малым — для начала преодолеть хроническую разобщенность демократических сил, начать их объединение в рамках Народного демократического фронта, вернуть доверие населения.
Евгений Ясин в это верит, как верит и в то, что демократия в России победит, только если каждый из нас сделает для этого что-то конкретное. Ясин написал книгу: «Я торопился, стараясь успеть. Не знаю, правда, к чему и почему. Видно, казалось, что, если мои сограждане поскорее прочтут мою книгу, они станут хоть немного другими, поймут что-то важное. Конечно, я знаю, что это не так. Но дело здесь не в разуме, а в эмоциях – ведь это они движут человеком в момент опасности, когда нужна мобилизация сил».
«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.
Книжный сериал Евгении Некрасовой «Кожа» состоит из аудио- и текстоматериалов, которые выходят каждую неделю. Одна глава в ней — это отдельная серия. Сериал рассказывает о жизни двух девушек — чернокожей рабыни Хоуп и русской крепостной Домне.