Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

06.12.2006 | Экономика

Мифическая мировая цена

Юбилейный, 15-й саммит СНГ, проходящий в Минске, рискует стать последним

Юбилейный, 15-й саммит СНГ, проходящий в Минске, рискует стать последним: более пустое мероприятие сложно представить. В этом отдают себе отчет все, включая непосредственных участников.

Единственное, что как-то разнообразило унылую атмосферу собрания – демарш российских журналистов из кремлевского пула, покинувших заседание в знак солидарности с тремя коллегами, которых не пустили на саммит из-за их оскорбительных публикаций о белорусском президенте и Белоруссии вообще. По крайней мере, так объяснил действия белорусов руководитель пресс-службы Лукашенко Павел Легкий.

Что уж такого оскорбительного опубликовали эти трое, сказать сложно, особенно если учесть, что двое из них – фотографы.

Так или иначе, излишнее рвение пожелавшего выслужиться белорусского чиновника оказало Александру Григорьевичу медвежью услугу. Вместо того чтобы метать громы и молнии по поводу действий Газпрома, предложившего в следующем году платить 200 долларов за 1000 кубометров российского газа взамен нынешних 60, «батьке» пришлось оправдываться перед Владимиром Владимировичем и прочими коллегами, которые теперь не попадут ни в российские газеты, ни в российский телевизор.

Кремлевский пул, отдельные представители которого накануне были отмечены высокими правительственными наградами, сработал как часы и доказал, что ордена и медали отрабатываются исправно. Поскольку в означенном пуле без согласования с пресс-службой Путина, которая находится в ведении Администрации президента, никто ничего делать не будет, можно не сомневаться, что высочайшее благословение на демарш было получено. Налицо торжество российской дипломатии.

Мелкость этого скандала, ставшего чуть ли не главным событием саммита СНГ, наглядно демонстрирует, что Содружество давно пора распускать.

Льготные цены на газ, которые удерживали там большинство участников, перестали существовать с переходом Газпрома на «мировые» цены. Кажется, что то, о чем так давно говорили либералы, стало реальностью – прекращено субсидирование режимов, подобных нынешнему белорусскому и тому, который существовал на Украине при Леониде Кучме. Можно по этому поводу порадоваться и начать строить отношения с соседями на взаимовыгодной основе. Все это было бы так, если бы не одно обстоятельство: пресловутая цена на газ.

При ближайшем рассмотрении становится очевидно, что те цифры, которые озвучивают чиновники от Газпрома, никакого отношения ни к мировому рынку, ни к рынку как таковому вообще не имеют. Для значительного числа стран Газпром является монопольным, безальтернативным поставщиком, что дает ему возможность диктовать свои условия и назначать цену.

О рынке можно было бы говорить, если бы газовая монополия предоставила равный доступ к экспортной трубе независимым производителям. «Нефтянка», кстати говоря, так и работает, и никому из соседей и в голову не приходит обижаться, когда цена растет — рынок есть рынок, ничего личного. Кроме того, цена может и упасть, и тогда в выигрыше останутся потребители. Что же касается многозначительных, но чрезвычайно туманных рассуждений о «мировых ценах» Алексея Миллера и его многочисленных патриотически настроенных поклонников, тут совсем концы с концами не сходятся. Поскольку совершенно не ясно, что именно они имеют в виду. Мировой рынок газа действительно существует. Например, на Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX) торгуются газовые фьючерсы.

Цена там, кстати говоря, меняется каждый день, а не устанавливается на год, как это практикует Газпром. Никакого отношения к ценам на российский газ она тоже не имеет.

Более того, нет даже приблизительной корреляции. Скажем, в конце прошлого года, когда с Украиной и рядом других стран устанавливались «рыночные отношения», биржевая цена колебалась на уровне 11-12 долларов за миллион британских термических единиц (около 400-450 долларов за 1000 кубометров). Однако в сентябре-октябре этого года газовые фьючерсы рухнули в полтора раза, и сейчас уровень цен не превышает 8-8,5 долларов (295-315 долларов за 1000 кубометров). При этом о планах Газпрома в полтора раза снизить цену для кого бы то ни было пока не сообщалось.

Может быть, российский монополист ориентируется на то, по каким ценам заключаются долгосрочные контракты? Но тут разброс очень велик. Скажем, президент Венесуэлы Уго Чавес поставляет газ в латиноамериканские страны по 37 долларов за 1000 кубометров, а его менее щедрый друг-сосед боливиец Эво Моралес ровно раз в 5 дороже.

Сегодня Газпром, торгуя с соседями, имеет возможность назначать почти любую, ни на чем не базирующуюся цену, исходя из не всегда внятно вербализованных политических интересов нынешней Администрации.

Более того, монополия этой возможностью активно пользуется, чем повергает партнеров (прежде всего европейских – «бывшие наши» прекрасно понимают, с кем имеют дело и каковы правила игры) в состояние, близкое к панике. И пока не будет создан политически не ангажированный рынок российского газа (на котором цены, кстати говоря, могли бы быть и выше «назначенных» Газпромом), Европа будет с маниакальным упорством искать других поставщиков и вкладывать миллиарды евро в альтернативу углеводородам. К этому процессу уже начинают присоединяться и страны бывшего СССР. В перспективе это грозит потерей существенной доли на рынке энергоресурсов.



Источник: "Ежедневный журнал", 29.11.2006,








Рекомендованные материалы



Итоги года. Экономика.

Хакерам и шифропанкам удалось то, о чем никаким навальным и мечтать не приходится — никого не посадив и не расстреляв, выстроить прозрачную, устойчивую к воровству и коррупции систему. Систему, в которую в которую никто никого насильно не загоняет и для функционирования которой не нужно ничьей санкции.


Кудрин или Глазьев

Наиболее проработанных вариантов реформ по сути два – либеральный и дирижистский. С известной долей условности можно обозначить их, как «премьер Кудрин» и «премьер Глазьев». Оба претендента в конце 2015 года озвучили свои программные тезисы, которые имеет смысл рассматривать.