Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

02.08.2006 | Кино

Воспитание чувств

Французский мастер эротического абсурдизма получил приз за лучшую режиссерскую работу на ММКФ

Франсуа (Кампан) приходит с невероятно трогательным и немного имбецильным выражением на лице к роскошной парижской проститутке итальянского происхождения Даниеле (Беллуччи), говорит ей, что только что выиграл в лото (!) четыре миллиона евро, и предлагает стать своей сожительницей за ежемесячное жалование в сто тысяч. Та почему-то верит и переезжает к Франсуа, попутно выясняя, что ее новый герой – нудный офисный работник, страдающий сердцем в душевном и медицинском смысле. Даниела кардинально меняет жизнь Франсуа, приучает к запрещенным ему по состоянию здоровья физическим излишествам эротического и гастрономического характера. Но счастье оказывается недолговечным – у возлюбленной Франсуа вскорости проявляются профессиональные инстинкты, да к тому же откуда-то выскакивает старый дружок Даниелы, гангстер Чарли (Депардье) и предъявляет в весьма брутальной форме свои претензии на обладание ею. Героиня уезжает к Чарли, потом возвращается к Франсуа, еще появляется сексуально-озабоченная соседка Франсуа, а также коллеги всех трех главных персонажей. Начинается переходящая в эйфорию истерика и перевертышная романтика в духе остальных фильмов Блие. Да, к тому же при наибольшем накале страстей включается оглушительная итальянская опера – почти как в алленовском «Мэтч-пойнте», только у Блие действие от этого становится почему-то еще более абсурдным.

По мелодрамам (формально фильм – вполне мелодрама) вроде «Сколько ты стоишь?» ни за что не узнать, как правильно строить отношения. И поплакать здесь тоже совершенно не над чем. Однако Блие ценен не проникновением в какие-либо психологические глубины, а, напортив, завораживающе-поверхностным рококошным отношением к человеку.

Проститутки (а в той или иной мере, все его героини – проститутки) всегда выглядят у него исполняющими сокровенные желания воздушными феями – будто материализуется выражение «ночные бабочки».А разнокалиберные подонки – порхающими эльфами из «Сна в летнюю ночь».

И в то же время в его фильмах – невероятно физические отношения с актерами: будто режиссер вовсе не в кинематографическом смысле «снимает» их на один фильм, добивается разрешения проворачивать с ними все, что ему заблагорассудится, да еще и заставляет актеров получать от этого удовольствие. (Совсем не неожиданно, поэтому, видеть самого Блие в роли одного из посетителей борделя, в котором работает Даниела). Актеры, естественно, от этого только выигрывают. Жерар Депардье, вроде бы, окончательно растративший свой талант за последние лет двадцать, в «Сколько ты стоишь?», кажется, постаревшим, но только еще поднакопившим обаяния героем «Вальсирующих». Что уж говорить о Монике Беллуччи! Конечно, она – никудышная актриса, но любовь она вызывает вовсе не своими талантами, а идеальным воплощением архетипа волшебной шлюхи – главного мифа фильмов Блие. С этой точки зрения, Даниела – лучшая ее роль. Новый фильм Блие, как, впрочем, и все старые, не может не провоцировать легкого недоумения, почти переходящего в раздражение. Но главная эмоция, которую вызывает «Сколько ты стоишь?» – это все же обезоруживающее, почти имбецильное, восхищение – примерно такое же, какое застыло на лице у всех персонажей фильма, имевших дело с героиней Моники Беллуччи.



Источник: TimeOut, 29.06.2006,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
19.02.2019
Кино

Тифлокомментарии — что это и зачем.

Слушайте подкаст о тифлокомментариях: "Человек всегда в первую очередь обращает внимание на то, что он видит. Однако для слабовидящих и незрячих людей звуки - это основной источник информации, в том числе и в кино. А один из главных инструментов для того, чтобы это кино смотреть (да, незрячие люди так и говорят: "смотреть") - это тифлокомментирование".

Стенгазета
06.02.2019
Кино

Канны против Netflix

В этой борьбе современного с традиционным важно помнить, какие цели преследует обе стороны и какие потери они несут. Каннский фестиваль в первую очередь проходит для кинематографистов, причем - из стран, которым тяжело пробиться в общемировой прокат. Для Netflix такой проблемы не существует.