Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

26.07.2006 | Театр

Литва переезжает в Африку

На гастролях Малого театра Вильнюса покажут «Маскарад» с аквалангистами и историю «запасной Литвы» на Мадагаскаре.

   

В Москву с большими (как прежде говорили,  «отчетными») гастролями  приехал Малый театр Вильнюса под руководством Римаса Туминаса. До того он приезжал в столицу только раз – девять лет назад привозил на чеховский фестиваль лермонтовский «Маскарад» и имел огромный успех. Тогда «Золотая маска» вручила Туминасу приз за лучший зарубежный спектакль года, а московские театры принялись наперебой приглашать нового литовского гения на постановку.  В 2000-м году появилась и его первая московская премьера – в «Современнике» патетическую трагедию «Мария Стюарт» Туминас превратил в саркастическое действо и назвал «Играем… Шиллера». Успех спектакля был тут же подкреплен Государственной премией и через два года Туминас выпустил очередную московскую премьеру уже в театре Вахтангова. Провал этого тягостного спектакля, полного жестоких убийств и многозначительных символов, был явным. После этого режиссер, которого продолжали приглашать московские театры, здесь ничего не ставил.

О нынешнем приезде в столицу Туминас говорил тревожно: «Москва – жестокий город. Для нас это немного подведение итогов, и уехать мы отсюда можем не такими, как приехали. Как после чемпионата мира по футболу у проигравших тренер должен уйти в отставку, может, так и мне придется… Шучу, конечно. Но нигде так не поймут, не проанализируют, как в России, в Москве».

И вот Малый театр Вильнюса приехал. Нельзя сказать, что конец июля – это лучшее время для больших гастролей знаменитого театра, но можно быть уверенным, что на фоне летнего безрыбья, более важных культурных событий в Москве нет.

Вспоминая о давнем московском успехе, «Маскарад»  решились привезти снова. Его даже поставили в афише дважды, и сыграли  на открытии гастролей. Это понятно: «Маскарад» -  спектакль очень эффектный и яркий, он уже объехал весь мир, наполучал гору премий, европейские критики писали, что Туминас открыл им Лермонтова, а на афиши вынесены слова корреспондента «American Theatre», что в «Маскараде» «смешаны холодный эстетизм Ингмара Бергмана и страстная русская душа».

На самом деле лучше от туминосовского спектакля не ждать встреч ни с русской душой, ни с Бергманом. Лучше и вовсе забыть, что речь идет об одной из существенных отечественных пьес – драматические эпизоды в исполнении немолодого тучного Арбенина кажутся в этом спектакле самыми скучными.

Зато все, что Туминас накрутил вокруг сюжета вместе со своим постоянным художником Адомасом Яцовскисом и композитором Фаустасом Латенасом, препарировавшим хачатуряновский вальс,  – действительно выглядит забавно и эффектно. Тут место трагедии – заметенный снегом Летний сад, где работник из угла в угол катает огромные снежные комья. Маскарад – это каток, где разъезжает, приставая к дамам, красавец Звездич. Заваленный снегом игорный стол иногда превращается в повозку, на которую залезают все персонажи кучей, да и Арбенин вещает с него, пародийно выкинув руку, как Ленин на броневике. Тут из лунок во льду на свист высовывается огромная рыба и всплывает аквалангист. И тут же умирает Нина, превратившись на постаменте в еще одну статую Летнего сада. (Кстати, к сведению поклонников: Казарина - жалкого, битого старика - в этом спектакле играет Регимантас Адомайтис).

Кроме «Маскарада» в программе нынешних гастролей Вильнюсского малого театра еще четыре спектакля. 26-го играют «Вишневый сад» - самую старую постановку в его репертуаре (ей уже 16 лет), тоже с явно комедийным креном. 27-го – совсем свежую премьеру – «В ожидании Годо» по Беккету. Это неожиданно длинное действо (оно идет три часа) сам Туминас назвал «антиспектаклем». «Я хочу вас пригласить на вечер ожидания, - сказал он на пресс-конференции перед гастролями, - это торжество человека, который инстинкт жить превращает в творчество». А еще литовские критики пишут, что в «Годо» играют два замечательных актера - Андриус Жебраускас (Эстрагон) и Арвидас Дапшис (Владимир).

28-го покажут самую интригующую постановку гастролей – «Мадагаскар» по пьесе молодого литовского драматурга Марюса Ивашкявичюса. По словам режиссера у этого спектакля давняя история. Когда-то Туминас прочел книгу про человека по имени Казимирас Покштас (в спектакле его переделали в Пакштаса, что по–литовски значит «шутка») – был такой путешественник и мыслитель начала ХХ века.

У него была такая мысль: почему Литва имеет выход к морю, но никогда не была морской державой? Ясно, что, живя между Россией, Германией и Польшей, ей не бывать независимой. Выход один – надо всей страной эмигрировать. Завести колонию литовцы вряд ли смогут, но можно же, например, арендовать остров, лет на 100. У него даже термин такой был «запасная Литва».

И вот, Покштас путешествовал, ища место для этой запасной Литвы. Был в Канаде, посчитал, что на Аляске можно очень выгодно выращивать и продавать оленину. Но там холодно. Тогда он поехал в Африку и там, якобы даже договорился об аренде. Рассказывал, как выгодно собирать несколько урожаев в год. И было целое движение среди нескольких волн литовской эмиграции, людей, собиравшихся обустроить эту самую «запасную Литву». Туминас рассказывает: «Сначала я стал смеяться над его наивностью. Потом стало грустно – это же вечное желание жить счастливо. Десять лет я ходил с этим материалом по кабакам, по разным писателям. Но взяться за него решился только Ивашкявичус. Он, разумеется, все сильно переделал и теперь действие развивается в деревне, в 20-е годы. А одна из героинь – юная Саломея Нерис». Играют в «Мадагаскаре» совсем молодые актеры, ученики Туминаса. С ними же он поставил и последний спектакль московских гастролей -  «Три сестры».

«Трех сестер» сыграют 29-го. Сам режиссер говорит, что после «Мадагаскара» Чехов у него тоже получился каким-то карнавальным.

А зрителям советуют обратить внимание на юную литовскую звезду, красотку с бешеным темпераментом Эльжбиету Латенайте, второкурсницу Туминаса, поступившую учиться, еще не закончив школы.

(При ближайшем рассмотрении она оказалась дочерью главного в Литве театрального композитора  Фаустаса Латенаса, который работает и с Туминасом, и с Някрошюсом. Но в маленькой Литве всегда так: при невероятной концентрации талантов все знаменитости оказываются друг с другом в родстве или свойстве.) Эльжбиета играет Ирину и именно через нее Туминас рассматривает весь сюжет, а литовские критики твердят, что без нее «Три сестры» просто не могли бы существовать. Кстати, именно Эльжбиета сейчас репетирует у Някрошюса, который ставит «Фауста» - Маргариту. Так что, надо думать, мы эту актрису  увидим и после окончания гастролей малого театра Вильнюса.

И спектакли Туминаса мы тоже вскоре увидим – следующим летом он все-таки приедет ставить новый спектакль в Москве.



Источник: "Газета.ру", 25.7.2006,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
23.02.2022
Театр

Толстой: великий русский бренд

Софья Толстая в спектакле - уставшая и потерянная женщина, поглощенная тенью славы своего мужа. Они живут с Львом в одном доме, однако она скучает по мужу, будто он уже где-то далеко. Великий Толстой ни разу не появляется и на сцене - мы слышим только его голос.

Стенгазета
14.02.2022
Театр

«Петровы в гриппе»: инструкция к просмотру

Вы садитесь в машину времени и переноситесь на окраину Екатеринбурга под конец прошлого тысячелетия. Атмосфера угрюмой периферии города, когда в стране раздрай (да и в головах людей тоже), а на календаре конец 90-х годов передается и за счет вида артистов: кожаные куртки, шапки-формовки, свитера, как у Бодрова, и обстановки в квартире-библиотеке-троллейбусе, и синтового саундтрека от дуэта Stolen loops.