Текст:
Евлампий Томилицын
28 апреля в день памяти апостола Пуда на Руси людям, живущим жизнью простонародно-неисторической, полагалось выставлять пчел из зимнего омшаника на пчельник. Говорилось: «на святого Пуда доставай пчел из-под спуда».
Событий исторических, то есть по существу зубодробительных и кровопускательных, совершилось в этот день великое множество:
28 апреля 1503 года испанцы разбили французов в сражении у итальянского городка Сериньолы, после чего Неаполитанское королевство сделалось испанской провинцией.
28 апреля 1552 года церковный собор в Триденте, на котором предполагалось урегулировать церковную смуту, вызванную проповедью реформатора Лютера, был вынужден прекратить заседания ввиду приближения войск Морица Саксонского, двинувшегося против императора. Заседания собора были возобновлены лишь 10 лет спустя, когда уже не могло быть и речи о компромиссе между протестантами и католиками.
28 апреля 1848 года был выслан в Вятку Михаил Салтыков, писавший под псевдонимом «Н. Щедрин». Властям не понравилось рассуждение героя повести «Запутанное дело» насчет того, что «Россия - государство обширное, обильное и богатое; да человек-то глуп, мрет себе с голоду в обильном государстве».
А 28 апреля 1855 года Джованни Пианори в Булонском лесу под Парижем стрелял в императора Наполеона III, которого итальянские патриоты считали главным противником объединения Италии.
Но того же числа совершилось несколько событий, намекающих на возможность иного исхода всемирно-исторической драмы, кроме всеобщего взаимопоедания:
28 апреля 1879 года Учредительное собрание в городе Тырнове приняло Конституцию Болгарии.
28 апреля 1983 года государства-члены Совета Европы подписали дополнительный Протокол № 6 относительно отмены смертной казни к Конвенции о защите прав человека и основных свобод
Ну и наука, конечно, неуклонно движется вперед:
28 апреля 1843 года из Петербурга в Саратов выехал барон Август фон Гакстгаузен — писатель по аграрным вопросам. Министр земледелия граф Павел Киселев приставил к исследователю специального чиновника с поручением «отстранять незаметным образом все то, что могло бы сему иностранцу подать повод к неправильным и неуместным заключениям, которые легко могут произойти от незнания им обычаев и народного быта нашего отечества». Ученый немец тем не менее ухитрился усмотреть в крестьянской общине, возглавляемой отцом-помещиком, залог особого пути России. В следующие два десятилетия из штудий немецкого двухтомника Гакстгаузена выросла целая идеология русской общинности.
Прогресс, он все же движется куда-то понемногу…