Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

30.07.2021 | Кино

В поисках времени

Рецензия студента школы культурной журналистики Александра Омолоева на фильм Гилли Клабина «Ловушка разума».

публикация:

Стенгазета


Текст: Александр Омолоев


Страховой юрист Фрэнк (Джастин Лонг) готовится к самому важному и прибыльному делу в карьере — он выяснил, что какой-то бедный пожарный сам довёл себя до смерти, а значит, его семье можно не выплачивать четыре миллиона долларов. Джефф (Дональд Фэйсон), друг и коллега Фрэнка, зовёт его отпраздновать такую находку в баре, тот в ответ долго мнётся и в конце концов отказывается.

Однако дома, где его встречает уже утомившая обстановка: стервозная жена, телевизор с 4K-разрешением, но без нормальных фильмов, и собака, которую обязательно нужно выгуливать в свитере — Фрэнк меняет мнение. Успех всё-таки надо отметить. Так что Фрэнк едет в бар, знакомится с девушкой, изобретательным способом пробует с ней неизвестное вещество — и начинается чертовщина. Сперва пропадает бумажник, потом Фрэнк перемещается во времени и пространстве. Дальше — больше.
 Как Фрэнку хватает пары минут, чтобы потерять голову, так «Ловушка разума» увлекает уже на вступительных титрах — когда пролёт камеры показывает отрывки воспоминаний о бурном трипе, а Джастин Лонг рассуждает о страхе перед смертью — и не отпускает до конца. Больше всего это похоже на кино 1980-х, на жанр «яппи в опасности»: «После работы» Скорсезе, «В ночи» Лэндиса, «Дикую штучку» Демми — но режиссёр-дебютант Гилли Клабин соединяет в своём фильме сразу несколько времён и традиций.

Странности, которые происходят в «Ловушке разума», — а происходит много всякого, но вежливость велит молчать — напоминают о комедиях Эдгара Райта. Именно в его манере, с характерными монтажными стыками, заточенными под диалоги, Клабин управляет временем и географией, вдобавок заставляя гадать, что и в какой последовательности произошло. И пусть приём не новый, но работает безотказно: всякий раз, когда Фрэнк, например, сперва мирно беседует с дилером, а в следующем кадре растерянно пытается понять, за что наркоторговец гонится за ним с оружием, сердце стучит радостно.

Такой юмор в фильме сочетается в фильме с грубой комедией, со слэпстиком — и в этих сценах «Ловушка разума» перекликается уже с кино 20-х и 30-х. Комический дуэт Джастина Лонга и Дональда Фэйсона, любимца миллионов благодаря «Клинике», неотразим чисто физически — с какими лицами эти двое выбираются из неприятностей, можно попробовать показать, но никак не описать словами.

 Но «Ловушка разума», конечно, не просто набор смешных беззаботных сценок. Во второй половине тон фильма становится серьёзнее, и Гилли Клабин не оставляет без внимания ни наркотики, ни страховую систему, ни отношения главного героя с самим собой. Критика капиталистического строя смотрится по обыкновению простовато, но куда важнее здесь вывод о самопознании, об отказе от привычной, монотонной жизни. Зону комфорта, как доказал Фрэнк, можно покинуть за пару минут, чтобы не вернуться в неё уже никогда — и для этого даже не обязательно принимать наркотики.


Дополнительно:

Хотя «Ловушка разума» — фантастическая комедия, в её основе лежит реальная история. У сценариста и продюсера фильма Карла Лукаса был двоюродный брат, который работал пожарным и умер, оставив без попечения жену с детьми. Страховая компания отказала семье в выплате страховки, а Карл Лукас адаптировал этот случай в сценарий, в котором он пытался понять мотивы юриста, принявшего такое решение.

 Лукас выбрал в качестве режиссёра своего сценария Гилли Клабина после того, как посмотрел его музыкальные клипы и понял, что фильму нужен похожий, психоделический визуальный стиль. По словам Клабина, он создавал все сцены трипа в «Ловушке разума» на основе собственных впечатлений от употребления ЛСД. Однако перемещения в пространстве и времени, которые происходят с главным героем фильма, как подчеркнули Клабин и Лукас, вызваны не наркотиками, а вселенной, которая решила направить Фрэнка на правильный путь.

 









Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.