публикация:
Стенгазета
Текст: Анна Юсина
«Созвездия» Александра Алябьева и Мастерской Кудряшова стали одной из первых российских онлайн-премьер карантина. Спектакль готовили к выпуску в конце марта, но из-за закрытия театров сыграли перед пустым залом и видеооператором. Эти условия неожиданно придали новый оттенок сюжету, где действуют всего два героя, — теперь персонажи буквально оказались наедине друг с другом — оторванные от остального мира.
Пьеса Ника Пэйна, лёгшая в основу спектакля, — это осколки диалогов Роланда и Марианны. Нелинейная история о множестве вариантов, как могли бы развиться отношения этих героев. Какой была бы их встреча, переросла бы она во что-то большее? Останутся ли они вместе или кто-то изменит другому? А если вмешается смертельная болезнь? Дана ли возможность ещё одной попытки? — Согласно теории струн, каждое принятое или не принятое решение существуют в огромном количестве вселенных. В каждой из них Роланды и Марианны будут снова и снова сталкиваться, по-разному реагируя на заново произнесённые слова и ещё раз совершённые поступки.
Александр Алябьев поместил пьесу о мультивселенной в камерное пространство с минимальными декорациями. Герои оказались будто запертыми в космическом корабле, несущемся сквозь галактики вариантов и возможностей. Вся их жизнь вне взаимных отношений осталась за пределами авторского внимания и кажется лишь воспоминанием. Но и в настоящем мы находим не реально происходящие события, а будто бы наброски — актёры играют намеки на эмоции и в статичных мизансценах отстранённо проговаривают фрагменты диалогов. Два человека будто бы примеряют на себя сценарии — какой сработает?
Скупое сценическое оформление позволяет зрителям сосредоточить внимание на существовании артистов и их взаимных реакциях. Физик-космолог Марианна в исполнении Елизаветы Янковской — решительная и уверенная в себе женщина. Она тщательно выверяет свои движения, ищет удачные позы; её речь стремительная, четкая и правильная, со сложными конструкциями и многочисленными терминами — героиня будто бы сошла с кафедры в повседневную жизнь. Роланд Александра Горчилина — полная её противоположность: пасечник, увлечённый свои делом и не задумывающийся об устройстве вселенной. Он подчёркнуто прост — на застиранную футболку Pink Floyd надета бесформенная куртка; немного сутуловат и расслаблен, говорит обрывочными фразами со множеством пауз. Кажется, у героев нет ничего общего, но почему-то они встретились. И в бесконечной череде вселенных есть лишь одна, где события сложатся так, чтобы Роланд и Марианна остались вместе. Смогут ли они найти этот единственный общий путь?
Алябьев ставит спектакль об ответственности за каждое принятое решение. Если в физике нет прошлого, настоящего и будущего — они одновременно присутствуют в квантовой вселенной, — то человеческая жизнь линейна и ценна выбором единственного пути из миллиарда возможных. Оттого на сцене с первой минуты незримо присутствует призрак смерти — напоминания о ней сквозят в диалогах и звучат из колонок магнитофона. Конечность существования повышает ставки при принятии решения, ведь когда мы умрём, все нереализованные сценарии уйдут вместе с нами.
По иронии судьбы в нынешних реалиях спектакль Мастерской Кудряшова обретает всё большую актуальность: двое героев, оказавшиеся наедине друг с другом и перебирающие сценарии развития своих отношений — очень точное отражение рефлексии об упущенных возможностях и вероятных перспективах, которой запертый в изоляции мир занят в последние месяцы.
Дополнительно:
«Созвездия» — дебютный спектакль Александра Алябьева, выпускника актерской группы Мастерской Олега Кудряшова (режиссерский факультет ГИТИСа). Сам он выходил на сцену «Практики» в спектаклях Ивана Вырыпаева — «Иллюзии» и «Невыносимо долгие объятья» — и опыт работы с драматургом сквозит в собственных поисках молодого режиссёра, который подвергает сомнению реальность и исследовательски наблюдает за последствиями выбора своих героев.