Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

02.06.2021 | Кино

Новый рассказ о храме из разбитых сердец

Рецензия студентки школы культурной журналистики Виолетты Палий на фильм «О бесконечности» Роя Андерссона

публикация:

Стенгазета


Текст: Виолетта Палий


Двое влюбленных парят над разрушенным городом. Если в картине Марка Шагала ничего не предполагает скорого превращения города в руины, то андрессоновские герои, зафиксированные на экране и изображенные на постере «О бесконечности», всматриваются в каждую деталь обломков. Кажется, именно там и находится жизнь.

Мужчина и женщина сидят на скамейке. Они наблюдают за городом, в небе пролетает птичий клин. Так рождается рассказ о бесконечности с нетипичной для фильмов Андерссона фигурой нарратора — женщиной из пары, которая начинает рассказывать возлюбленному о тех людях, которых она когда-то видела.
 Рой Андерссон не изменяет своей характерной манере съемок — в фильме воссозданы полотна художников, повлиявших на живопись в начале XX века наряду с Хоппером и Диксом, с присущими им атмосферой безысходности и утрированной театрализованностью происходящего. «О бесконечности» также разделена на множество глав, которые не связаны между собой сюжетом, но сходным настроением. Сквозной герой — священник, который утратил веру в дело, которым он зарабатывает.

Рассказчица видела зависть: мужчина когда-то обидел друга. Он удивляется, что друг до сих пор не забыл обиду. Он продолжает негодовать из-за более удачной судьбы друга.

Она также видела человека, который хотел покорить мир, но не сумел — Гитлер прятался в бункере, пока на поверхности город превращался в руины.

Будь то женщина со сломавшейся туфелькой, потерявшие сына родители или юноша, который пока что не успел познать любовь, каждый из них, встречавшийся ей лично или живший много поколений назад, так или иначе повлиял или на конкретного человека, или на целые общества. В картине Андерссон проявляет толерантность ко всем нам, ко всем убогим по своей природе, мол, каждая идея важна и каждая идея, насколько бы незначительной или чудовищной она не была, имеет право на существование.

Мир Андерссона с каждым следующим фильмом становится все менее сказочным, отдаленным и чересчур реалистичным. Через пять лет после победы в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля в 2014 году, режиссер вновь вернулся с историей о человеческих достоинствах и недостатках. Только если в предыдущей картине «Голубь, который сидел на ветке и размышлял о бытии» все происходящие с персонажами события как бы дистанцированы от зрителя и порой доходят до смешного, то «О бесконечности» оказывается тяжеловесным и окутанным в серость. Серость разбавляется иногда лишь светом звезд, и некому, кроме них, нам помочь.

Будь то священник или человек, который потерялся и забрел не в то место, или женщина, которую никто не ждет — рано или поздно придется столкнуться с утратой надежды и веры. Разве что влюбившись перестаешь замечать, как вокруг остаются одни руины. Спасет ли любовь что-либо — большой вопрос, но в мирах, создаваемых Андерсоном, она становится единственным источником света и, если не радости, то, хотя бы, умиротворения.

Мужчина пытается завести машину. Не получается и приходится покопаться в моторе. В небе пролетает птичий клин.

 

Дополнительно:

 Дебютный полный метр «Шведскую историю любви» Рой Андерссон снял в 1970 году. В отличие от этой картины, вторую работу шведского режиссера «Гилиап» критики не приняли. После этого, казалось бы навсегда, Андерссон ушел из кино, начав снимать рекламные ролики. Неожиданно для всех, в 2000 году выходят «Песни со второго этаже», которые со временем превращаются в трилогию с фильмами «Ты, живущий» и «Голубь». За последний на фестивале в Венеции в 2014 году Андерссон получил главную награду.

Съемка рекламных роликов повлияла на стиль режиссера, которого он придерживается вот уже почти 20 лет.

 

 









Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.