публикация:
Стенгазета
Текст: Екатерина Кравченко
Театр «Пратика» решил обратиться к бабушкам за рассказом о жизни русской деревни в советское время. Белая, грубо сколоченная лавочка — единственный предмет на сцене. Такие лавочки в России неразрывно связаны с бабушками. На ней, еле уместившись и свесив недостающие до пола ноги, сидят шесть главных героинь – глубоко пожилые жительницы российской глубинки, успевшие пожить до войны и помнящие, как жила русская деревня в советское время. Желая сохранить их рассказы и воспоминания, в деревню Алешкино приезжает молодой столичный журналист. Сидя у края сцены, он наблюдает как бы со стороны, и просит героинь рассказать о молодости, о том, как жили, работали, любили. Спектакль построен в форме интервью, и не случайно. В его драматургической основе лежит книга «Русская деревня в рассказах ее жителей» под редакцией Леонида Касаткина. Создается эффект абсолютной документальности. Спектакль можно сказать выполнен в технике вербатим, и хотя рассказы собирали не актеры, а автор книги, это неподдельные живые интервью, записанные Касаткиным на магнитофон. Особенный акцент в спектакле делается на женских судьбах. Жизнь бабушек не баловала и была непростой. Работали с четырех утра и до десяти вечера, теряли родных на войне, в одиночку воспитывали детей, терпели пьянство мужей и побои. Жизнеутверждающий настрой бабушек сочетается с тихой тоской, при этом спектакль не уходит в сентиментальность и не лишен смеха. Несмотря на всю тяжесть историй, рассказывают они их просто и светло, хоть и не без драматизма, на жизнь не жалуются и никого ни в чем не винят.
Бабушек в длинных драповыми пальто и косынках играют молодые актрисы, живо изображая их, порой даже кажется пародируя. Девушки очень точно копируют говор деревенских бабушек, их колоритную манеру речи и умение удивляться всему современному. Образы получаются милыми и трогательными, при этом несколько карикатурными и утрированными, что создает ощущение ирреальности и отбивает желание всплакнуть.
Первые 30 минут спектакля бабушки проводят, сидя на скамейке. Потом действие становится чуть более динамичным и активным, но в целом остается достаточно медленным. Место действия меняется. Бабушки выстраиваются в очередь в автолавку, где их разговор незаметно перерастает в личные монологи, где каждая делится глубоко сокровенным. Рассказывают как ходят в церковь, читают молебен, как ждут, когда же их навестят дети, живущие в городе, вспоминают мужей. На протяжении всего спектакля рассказы свои они сопровождают русскими народными и советскими песнями. Поют актрисы, как профессионалный хор, тонко, красиво, душевно.
Театр описывает спектакль как мозаику из рассказов сибирских деревенских жителей, однако акцент заметно смещается в сторону темы женской силы и терпения, а жизнь в русской деревне становится мощным смысловым фоном для ее изображения. Работали, отдавали и преодолевали, по сути ничего не получая взамен и так и не став счастливыми. В конце актрисы снимут старую одежду, словно сбросив с себя горечь и невзгоды, и окажутся молодыми женщинами в легких цветных платьях.
Дополнительно:
Спектакль является документальным. В его основе лежит книга «Русская деревня в рассказах ее жителей» под редакцией Леонида Касаткина. При создании использовались аудио и видеоматериалы, собранные сотрудниками Института Русского языка им. В.В.Виноградова РАН, а также отрывки из романа Олега Павлова «Асистолия».