публикация:
Стенгазета
Автор: Даниэлла Дробницкая. На момент написания работы ученица 11 класса, пос. Барвиха, Московская область. Научный руководитель Юлия Александровна Морозова. 2-я премия XXI Всероссийского конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век», Международный Мемориал
Первоначально свое исследование я собиралась посвятить нашему поселку Барвиха. Но столкнулась с тем, что искать информацию по нашему поселению очень трудно. В первую очередь это связано с тем, что рядом с нами расположен санаторий «Барвиха», где лечилось и отдыхало высшее руководство СССР. И даже сегодня в 100 метрах от нашего Христорождественского храма расположена резиденция президента РФ.
Тогда я обратилась к настоятелю храма Иоанну Печагину и старосте Игорю Ильичу Тишенкову. Общаясь с ними, я решила сосредоточиться именно на истории храма Рождества Христова.
Отправной точкой моего исследования послужила книга, изданная усилиями отца Иоанна и прихожан, – «Храм Рождества Христова поселка Барвиха» (Можайск, 2009).
Но и в ней информации было явно недостаточно. Я знала, что церковь была разрушена и лишь недавно восстановлена, но почему в прошлом веке ее закрыли? Что стало со священниками, которые служили в храме? Как сложилась их судьба? Ответы на эти вопросы мне пришлось искать самой.
Поселок Барвиха, где я сейчас проживаю, появился лишь в ХХ веке. Но Подушкино, Шульгино, Рождественно и другие окрестные деревни существуют очень давно. Например, ближайшее к нам село Подушкино известно с XV века и получило название от богатого московского гостя, сурожанина Иоанна Владимировича Подушки. В конце XVI века село было вотчиной Симеона Висковатого из рода Иоанна Михайловича Висковатого, видного деятеля в правление Грозного, думного дьяка и хранителя государственной печати. 1627 год – первая в писцовой книге запись, где значатся село Подушкино и храм Рождества Христова с приделом Покрова Пресвятой Богородицы.
В начале XVIII века селами Подушкино и Рождествено владел род Воейковых. Из Указателя селений и жителей уездов Московской губернии, составленного по официальным сведениям и документам К. Нистремом (Москва, типография Ведомства Моск. гор. полиции, 1852) узнаем, что в середине XIX века селом Подушкино владела семья Казаковых. Их усадьба стояла в красивом месте в сосновом бору, на берегу реки Самынка, впадающей в Москву-реку.В 1874 году отставной генерал А. Б. Казаков начинает строительство замка. Автором проекта и руководителем работ был Петр Самойлович Бойцов.
Замок впечатлял своей необычной архитектурой. Его посетили в 1886 году император Александр III, а в 1896 году Николай II. Сохранились памятные доски об этих событиях. После смерти генерала его вдова Надежда Александровна вышла замуж за барона М. Ф. Майендорфа, который перестраивает замок, что окончательно придает ему старогерманский вид. С 1913 года барон с женой по делам службы находился в Дании, где их и застала революция. В Россию они больше не вернулись. В 1917 году имение национализировали и организовали там детскую колонию для детей погибших красноармейцев. Она даже называлась колонией Майендорфа. Колония в замке просуществовала недолго.
В 1930-х был создан клинический санаторий «Барвиха», а между замком и санаторием построили поселок Барвиха, в котором я сейчас и проживаю.
Для меня стало настоящим открытием, что наша поселковая церковь имеет богатую историю. На вид это совершенно новый храм, но с очень интересной судьбой. В первой половине XVII века церковь была деревянной; когда она построена, точно неизвестно. В писцовых книгах Московского уезда, Сетунинского стана 7135 (1627) года указано, что «церковное строение вотчинниково и приходных людей, у церкви во дворе поп Васильев Юрьев, да с ним церковный дьячек сын ево Ларка»
Считается, что чем отдаленнее изучаемый период времени, тем меньше достоверных источников дошло до нас. Интересно, что это не относится к истории нашего храма. Как ни странно, в дореволюционных документах храм Рождества Христова упоминается достаточно часто. Точно известно, что для нашего храма значимым событием был переход села Подушкино и прилегающего села Рождественно (в дальнейшем Рождественно отдельно от Подушкино не упоминается) во владение советнику Александру Матвеевичу Воейкову. В протоколах Московской Духовной Консистории от 16 мая 1750 года есть «указ об построении коллежскому асессору А. М. Воейкову Московского уезда загородской десятины, Сетуньского стана, села Рождественно – Подушкино вместо ветхой деревянной церкви вновь каменную на другом месте».
Храм был построен на средства А. М. Воейкова. Источники называют разные даты строительства, но можно утверждать, что в 1767 году каменная церковь в виде креста с колокольней уже стояла.
Известно, что новая церковь долго не освящалась из-за конфликта, связанного не только с Воейковым, но и с его другом Львом Пушкиным, дедом А. С. Пушкина.
Они наложили дисциплинарное взыскание в виде порки на француза-гувернера за его «недостаточное нравственное» поведение. Поговаривали, что его повесили на воротах, о чем в шутку упоминает А. С. Пушкин. Слухи это оказались ложными, но длительное разбирательство всё же было, – об этом мне рассказал руководитель Барвихинской общественной организации ветеранов Александр Иванович Букарёв при посещении музея санатория «Барвиха».
Из многочисленных интересных фактов, отраженных в записях, можно выделить: «священник Алексей Алексеевич Соколов, 40 лет, на настоящем месте с 1807 года, награжден крестом на Владимирской ленте за 1812 год». В 1830 году «стараниями господина Григория Сергеевича Кушникова» здание храма было расширенно и в 1831 году устроен придел Тихвинской иконы Божией Матери. В 1870 году в построенной трапезной размещались уже Никольский и Тихвинский приделы.
Клировых ведомостей до 1917 года сохранилось тоже достаточно много. Их можно найти в архивах и по ним достаточно подробно восстановить жизнь храма, узнать, сколько было земли при церкви, как эта земля использовалась. В них даже есть записи о том, какие дома ветхие, чем крыты крыши. Церковные записи дают нам также представление об административном делении. Например, мы точно знаем, что в 1917 году Христорождественская церковь села Подушкино входила в четвертый стан Звенигородского уезда и в штат церкви входили священник и псаломщик. Подтверждением этому стала выписка из метрической книги за 1916–1918 годы.
Революция изменила всё. В 1918 году вышел декрет СНК о свободе совести, церковных и религиозных обществах, который лишил религиозные организации собственности и всех юридических прав. Даны были специальные разъяснения: разрешалось создание религиозных обществ. В каждое должны были вступить не менее 20 совершеннолетних, они могли получить в пользование здание и предметы культа. В нашем храме есть копия такого коллективного договора вместе с описью имущества Христорождественской церкви и списком всех подписавших договор. Интересно, что в нем только прихожане из близлежащей деревни Шульгино. Что остановило жителей Подушкино и Рождественно, мы не знаем.
30 октября 1925 года Президиум Мосгубисполкома постановил: ликвидировать церковь в поселке Барвиха.
Представителям администрации, дважды «выезжавшим для ликвидации, было оказано сопротивление со стороны собравшейся толпы». 5 мая 1927 года предпринята новая попытка ликвидации. В сборнике документов «“Совершенно секретно”: Лубянка – Сталину о положении в стране (1922–1934 гг.)» читаем: «Более активный характер носила агитация в районе расположения закрываемых монастырей и церквей. Здесь иногда дело доходило до эксцессов. Так, в деревне Барвиха (Московской губ.) 25 монахинями и церковным советом было организовано среди окрестного населения систематическое сопротивление проведению в жизнь постановления ВЦИК о закрытии церкви, и закрыть ее удалось только после репрессий против церковников». В данном случае речь идет о соседней деревне, где было закрыто монастырское подворье.
Нашу церковь тоже закрыли и обезобразили. В ее стенах устроили баню и прачечную. Колокольню приспособили под водонапорную башню. Захоронения перед алтарем уничтожили.
Окончание следует
4 октября 2016 года Минюст РФ внес Международный Мемориал в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента».
Мы обжалуем это решение в суде.