публикация:
Стенгазета
Текст: Татьяна Зиза
За фильм «Гив ми либерти» на режиссера Кирилла Михановского вполне могли обидеться представители постсоветского поколения мигрантов. Среди его героев, которые переехали в Америку, хаотичные, эгоистичные, слишком громкие, навязчивые люди и жулики. Еще одна сложная тема ленты – инвалиды. Сложная с точки зрения восприятия и этики. Но у Михановского получилось сделать все тонко, изящно и, главное, правдоподобно. Достоверность, которая есть в «Гив ми либерти», в такой концентрации редко присутствует в художественном кино, от которого ее, в принципе, и не ждут. Но Михановский заигрывает с документалистикой, делая свой фильм художественным исследованием.
Главный герой «Гив ми либерти» - мигрант Вик. Он живет в штате Милуоки и водит автобус для транспортировки людей с ограниченными возможностями. В один из дней, когда Вик и так везде опаздывает, в автобусе вместе с американскими инвалидами оказываются русские пенсионеры-мигранты и все – хаос, столкновение менталитетов, абсурдные ситуации и главный герой, повторяющий в рацию мантру: «Буду через десять минут». Спешка становится одним из персонажей ленты, а ощущение тотального опоздания и горящих дедлайнов не отпустит до финальных титров.
Кирилл Михановский – американский режиссер русского происхождения. Он жил в Америке (теперь – во Франции), знаком с бытом постсоветских мигрантов, поэтому «Гив ми либерти» наполнен реальными фактами. Да, многие из тех, кто покинул СССР, живут маргинально в небольших городках, вроде Милуоки, работают на непрестижных работах, зачастую занимаются мошенничеством (как герой Максима Стоянова) и прячут деньги под матрасом. Михановский ничего не выдумал, не ударился в стереотипы ради хохмы при всей уморительности многих сцен, не стремился высмеять, а показал известную ему реальность.
Ни один герой фильма с ограниченными возможностями не кажется чем-то обделенным, наоборот, у Михановского именно они живут наиболее полной жизнью. По сути между ними и мигрантами нет различий – и те, и другие живут внутри своего сообщества, отчасти изолированы от внешнего мира. Уравнивание героев помогает режиссеру показать инвалидов, не вызывая напускного сочувствия и не программируя на жалость. Видение Михановского отвечает тенденциям времени, когда инвалидность – не приговор, а особенность.
Плюс сто к правдивости фильма – места съемок. «Гив ми либерти» действительно снимался в Милуоки, на местных улицах, кладбище, в центре по трудоустройству людей с ограниченными возможностями. А среди актеров лишь несколько профессионалов: дебютанты Крис Галуст (Вик) и Лорен Спенсер (Трейси), более известные Максим Стоянов (Дима) и Дарья Екамасова (сестра Вика). Пожилых героев играют непрофессионалы, все они – жители Милуоки. Именно бабушки и дедушки с баяном, исполняющие Let My people go, передали национальный русский колорит, который в «Гив ми либерти» смотрится естественно. Впрочем, как и игра непрофессионалов. Совместная работа всех актеров дает фильму живость, реализм, правдивость.
У Кирилла Михановского получился камерный фильм, в котором достоверность не приближает происходящее на экране к жанру документалистики, а позволяет создать жизненную, актуальную, историю. В «Гив ми либерти» правдивость становится средством выразительности, усиливая остальные составляющие фильма. Именно она обеспечивает тот баланс, который не дает комедийной части скатиться в фарс, а проблемной в жалостливую драму.
Дополнительно:
Так как Кирилл Михановский не претендовал на документальность, соответствующих съемок в ленте нет. Но есть ракурсы, позволяющие взглянуть на всю историю глазами главного героя, и помогающие поверить в происходящее. Оператор Уайат Гарфилд снимал отражение зеркала заднего вида автобуса, давая возможность зрителю увидеть то, что видит Вик.