Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

17.06.2020 | Кино

А дали правду

Рецензия студентки школы культурной журналистики Татьяны Зиза на фильм «Гив ми либерти» Кирилла Михановского

публикация:

Стенгазета


Текст: Татьяна Зиза


За фильм «Гив ми либерти» на режиссера Кирилла Михановского вполне могли обидеться представители постсоветского поколения мигрантов. Среди его героев, которые переехали в Америку, хаотичные, эгоистичные, слишком громкие, навязчивые люди и жулики. Еще одна сложная тема ленты – инвалиды. Сложная с точки зрения восприятия и этики. Но у Михановского получилось сделать все тонко, изящно и, главное, правдоподобно. Достоверность, которая есть в «Гив ми либерти», в такой концентрации редко присутствует в художественном кино, от которого ее, в принципе, и не ждут. Но Михановский заигрывает с документалистикой, делая свой фильм художественным исследованием.
Главный герой «Гив ми либерти» - мигрант Вик. Он живет в штате Милуоки и водит автобус для транспортировки людей с ограниченными возможностями. В один из дней, когда Вик и так везде опаздывает, в автобусе вместе с американскими инвалидами оказываются русские пенсионеры-мигранты и все – хаос, столкновение менталитетов, абсурдные ситуации и главный герой, повторяющий в рацию мантру: «Буду через десять минут». Спешка становится одним из персонажей ленты, а ощущение тотального опоздания и горящих дедлайнов не отпустит до финальных титров.

Кирилл Михановский – американский режиссер русского происхождения. Он жил в Америке (теперь – во Франции), знаком с бытом постсоветских мигрантов, поэтому «Гив ми либерти» наполнен реальными фактами. Да, многие из тех, кто покинул СССР, живут маргинально в небольших городках, вроде Милуоки, работают на непрестижных работах, зачастую занимаются мошенничеством (как герой Максима Стоянова) и прячут деньги под матрасом. Михановский ничего не выдумал, не ударился в стереотипы ради хохмы при всей уморительности многих сцен, не стремился высмеять, а показал известную ему реальность.

Ни один герой фильма с ограниченными возможностями не кажется чем-то обделенным, наоборот, у Михановского именно они живут наиболее полной жизнью. По сути между ними и мигрантами нет различий – и те, и другие живут внутри своего сообщества, отчасти изолированы от внешнего мира. Уравнивание героев помогает режиссеру показать инвалидов, не вызывая напускного сочувствия и не программируя на жалость. Видение Михановского отвечает тенденциям времени, когда инвалидность – не приговор, а особенность.

Плюс сто к правдивости фильма – места съемок. «Гив ми либерти» действительно снимался в Милуоки, на местных улицах, кладбище, в центре по трудоустройству людей с ограниченными возможностями. А среди актеров лишь несколько профессионалов: дебютанты Крис Галуст (Вик) и Лорен Спенсер (Трейси), более известные Максим Стоянов (Дима) и Дарья Екамасова (сестра Вика). Пожилых героев играют непрофессионалы, все они – жители Милуоки. Именно бабушки и дедушки с баяном, исполняющие Let My people go, передали национальный русский колорит, который в «Гив ми либерти» смотрится естественно. Впрочем, как и игра непрофессионалов. Совместная работа всех актеров дает фильму живость, реализм, правдивость.

У Кирилла Михановского получился камерный фильм, в котором достоверность не приближает происходящее на экране к жанру документалистики, а позволяет создать жизненную, актуальную, историю. В «Гив ми либерти» правдивость становится средством выразительности, усиливая остальные составляющие фильма. Именно она обеспечивает тот баланс, который не дает комедийной части скатиться в фарс, а проблемной в жалостливую драму.

Дополнительно:

Так как Кирилл Михановский не претендовал на документальность, соответствующих съемок в ленте нет. Но есть ракурсы, позволяющие взглянуть на всю историю глазами главного героя, и помогающие поверить в происходящее. Оператор Уайат Гарфилд снимал отражение зеркала заднего вида автобуса, давая возможность зрителю увидеть то, что видит Вик.

 

 









Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.