публикация:
Стенгазета
Текст: Кристина Александрова
Кейт Бланшетт на экране ест губную помаду; красит себя малярной кистью; пытается поджечь музей; бродит с ведром на голове, наступая на гвозди и кусочки лего. Это не сиквел «Манифесто», а эпизод сериала «Документалистика сегодня!», где Бланшетт играет венгерскую перформансистку по образу и подобию Марины Абрамович. Знаменитый фильм с участием Абрамович называется «В присутствии художника», эпизод с Бланшетт – «Изабелла Барта: в ожидании художника». Мир вокруг неё гудит в ожидании — чем она удивит на этот раз? Сможет ли она повторить успех тех лет, когда она работала в симбиозе со своим возлюбленным, или же ей стоит смириться и признать, что ей больше нечего сказать?
Кажется, что создатели «Документалистики», комики Фред Армисен, Билл Хейдер, Сет Майерс и Рис Томас, пытались придумать самый нишевый сериал на свете – каждый двадцатипятиминутный эпизод снят по мотивам известного документального фильма.
Хотя сериал по форме – чистое мокьюментари, создатели не любят это слово, как не любят и слово «пародия». Так, в пилотном эпизоде Билл Хейдер и Фред Армисен с трениками на головах изображают героинь «Серых садов», но тревожная, муторная атмосфера от этого только усиливается. «Документалистика сегодня!» исследует саму ситуацию создания документального фильма, в каждом отдельном случае дотошно имитируя стилистику съёмок, операторскую работу, цвет и язык фильма, но при этом выкручивает центральный конфликт до идеальной степени абсурда.
Ядерное оружие эпизода – Кейт Бланшетт. Благодаря угловатым микродвижениям, характерному задыхающемуся смеху и акценту Бланшетт добивается ошеломительного сходства с Абрамович. Она показывает больше десятка перформансов-аллюзий, в которых угадываются в том числе работы Ива Кляйна, Йозефа Бойса и, кажется, даже Олега Кулика (Бланшетт неистово лакает молоко из кошачьей миски и кричит: «Я – человек!»).
Несмотря на очевидную ассоциацию с «Манифесто», по структуре «В ожидании художника» куда ближе скорее к «Выходу через сувенирную лавку». и сценаристы, ни актриса при этом не позволяют усомниться в том, что героиня – настоящая художница, а вместо этого играют на антитезе и вводят комического «злодея», которого играет Фред Армисен. Это Димо, бывший любовник Изабеллы Барта, который расслабленно констатирует: «Её лучшие работы остались позади, и для художника это совершенно нормально». Он верит в это, потому что считает – искусство не требует не то, что жертв, но даже каких-либо усилий, и хуже всего, что эта философия его ещё ни разу не подводила.
В пару Армисену идёт камео мистера Брейнвоша, главного героя фильма Бэнкси «Выход из сувенирной лавки». Как и персонаж Димо, Брейнвош – всемирно известный фейк. Даже по поводу «Выхода из сувенирной лавки» до сих пор продолжаются спекуляции: это действительно документальный фильм или же очередная мистификация? Сценаристы ставят Брейнвоша наравне с выдуманными персонажами, тем самым, кажется, намекая – мир современного искусства устроен не так, как его малюет Бэнкси, а современное искусство смешнее и ироничнее, чем большинство шуток про него. В этом смысле и фильм «Квадрат», где уборщик случайно ликвидирует инсталляцию, недалеко ушёл от «О чём говорят мужчины», где герои обсуждают, может ли табличка «туалет не работает» быть одним из экспонатов. У сценаристов «Документалистики» с чувством юмора и способностью отличить уборную от выставочного зала всё в порядке.
Дополнительно:
«В ожидании художника» – далеко не первый оммаж работам Абрамович на телевидении. В 2002 году состоялся перформанс «Дом с видом на океан»: художница провела двенадцать дней в высоком открытом павильоне, который соединяли с залом три лестницы с лезвиями вместо ступеней. Всё это время она не употребляла ничего, кроме воды, и зрители могли наблюдать каждое её действие. В сериале «Секс в большом городе» в 2003 году вздорная журналистка Кэрри Брэдшоу случайно оказывается свидетельницей аналогичного перформанса, который её совершенно не впечатляет. По словам Кэрри, тысячи одиноких нью-йоркских женщин проводят свои вечера так же, как художница, однако никто не платит деньги, чтобы на это посмотреть. Апломб, с которым Кэрри во всеуслышание судит об искусстве, абсолютно очаровывает известного русского художника Александра Петровского, которого играет Михаил Барышников.