публикация:
Стенгазета
Текст: Кирюнина Марина
В мае в издательстве «Фантом-пресс», который занимается по большей части переводной литературой, вышел роман российского автора. «Рюрик» Анны Козловой стала одной из первых за 25-летнюю историю «Фантома» отечественной книгой — и этот эксперимент оказался вполне успешным.
В прошлом романе Козловой «F20» раскрывалась тема взросления на фоне тяжелого заболевания. В «Рюрике», скорее, наоборот — это роман про инфантильность.
17-летняя Марта убегает из элитного интерната в Подмосковье — там живут вполне благополучные в материальном плане дети, у которых не очень-то ладится с родителями. Девушка страстно хочет найти свою мать. Та вроде бы давно умерла — но Марта не знает обстоятельств ее смерти и ни разу не видела ее могилу. У девочки есть лишь адрес мамы в Архангельске — туда она и направляется автостопом. По дороге она успевает соблазнить незнакомого и занятого мужчину, угнать его мотоцикл и заблудиться в бесконечных лесных гектарах северного заказника.
К поискам девушки подключается вся страна, и в итоге ее находят — не без участия молодой журналистки Кати Беляевой, которая сама своей неприкаянностью сильно напоминает Марту.
В романе нет ни одного положительного персонажа — все без исключения совершают глупые и мерзкие поступки. Все ошибаются причем фатально: и отец Марты — успешный адвокат, и все его женщины, и сама главная героиня, и ее друг, впоследствии ставший известным рэпером. А когда читатель готов поморщиться от происходящего, Козлова грубо одергивает его фразами в стиле «Эй, ты! Осуждаешь его? А вспомни себя, умник ты наш». И ты вспоминаешь себя, и резкое неприятие героев превращается в понимание.
Ключевую роль в романе играет Рюрик. Нет, не тот древнерусский варяг, а попугай. Птица, которая появилась в семье Марты и ее отца в важный, но очень тяжелый период. Птица, из-за которой в итоге в и так хлипком семейном устройстве рушится буквально все.
В «Рюрике» собрано буквально все: глупость, зависимость от чужого мнения, алчность, жестокость, измены. Почти дантевский ад в реалиях XXI века. И благополучный финал нисколько не вселяет надежду на светлое будущее. Наоборот — показывает, как легко меняется мнение общества от «нет» к «да», от ненависти до любви и благодарности. И наоборот.
Интересна и форма романа: это одновременно и жесткая остросоциальная драма, и жутковатая лесная бродилка с полубредом и призраками. Получается ядерная смесь проблемной серьезной литературы и мистики.
Повествование в «Рюрике» эмоционально и убедительно, а читается роман очень легко. Но при этом у книги есть один серьезный недостаток: многие герои и диалоги попросту не проработаны. Провокативность повествования и концентрация жести кажутся порой слишком уж нарочитыми. И попытки заставить себя окончательно поверить героям мало к чему приводят.
Роман очень запомнится российскому читателю: такой прозы у нас почти нет. Яркий и дерзкий, но при этом по-юношески максималистичный текст похож на отечественную попытку написать западный роман. И в целом, несмотря на серьезные недоработки, у Козловой это получилось.
Дополнительно:
«Рюрик» стал шестой книгой Анны Козловой. Ее прошлый роман «F20», повествующий о становлении личности с шизофренией, подвергся критике читателей за якобы «недостоверное описание состояния шизофреников» Кроме книг, Анна Козлова пишет и сценарии для российских сериалов. Самый известный пример — «Краткий курс счастливой жизни» Валерии Гай Германики. Вот что сама Анна рассказывает в интервью журналу Esquire: «Ты должен постоянно натыкаться на место, где у тебя болит, где все херово. Где ты не знаешь, как выстроить сюжет. И ты либо вскроешь нарыв, либо умрешь. Когда я говорю «умрешь», я имею в виду станешь мудаком, который пишет одну и ту же пошлятину с одними и теми же костылями, поддерживающими сюжет, уже не способный держаться. А рисковать боишься, потому что страшно потерять свои шесть тысяч за серию».